Газета «Дальневосточная магистраль», №39 27 октября  2014 г.
Делегация правительства уезда Фуюань Китайской Народной Республики посетила Хабаровск с целью обсуждения вопросов открытия нового пограничного перехода. Как изменятся транспортные возможности Хабаровска после открытия пункта пропуска на острове Большой Уссурийский, прокомментировали ученые.

О высоком транзитном потенциале Хабаровского края говорится уже давно. Благодаря выгодному географическому положению открываются новые возможности сотрудничества с развивающимся севером Китая. Индустриализация в этой стране продолжается активными темпами. Продукции провинции Хэйлунцзян нужен выход на дальневосточные морские порты.

– Пограничный переход на Большом Уссурийском острове может стать связующим звеном в обеспечении транзитного грузопотока из северных провинций КНР через Ванино–Советско-Гаванский промышленно-транспортный узел, – отметил в своем докладе на конференции в Дальневосточном государственном университете путей сообщения доктор технических наук, профессор Тихоокеанского государственного университета Павел Пегин. – Кроме того, появление еще одного международного транспортного коридора должно способствовать привлечению дополнительных объемов транзитных перевозок.

Строительство нового островного перехода повлияет на развитие железнодорожных станций Хабаровского узла. Несмотря на то, что Большой Уссурийский связан с «материком» только автомобильным мостом малой пропускной способности, новый международный контейнерный маршрут может зародиться именно здесь.

В том, что маршрут будет загружен, можно быть уверенным уже сегодня. Заведующий кафедрой «Технология транспортных процессов и логистика» ДВГУПСа Александр Балалаев отмечает, что в 2013 году товарооборот между Россией и Китаем составлял 89 млрд долларов, к 2020 году этот показатель может вырасти до 200 млрд долларов. Естественно, объем грузов, проходящих из северных китайских провинций через Дальний Восток, также возрастет. Грузовая база для нового международного транспортного коридора Харбин – Большой Уссурийский остров – Ванино будет гарантирована.

Однако большая часть грузов по Хабаровскому краю доставляется автотранспортом, их удельный вес в общем объеме – более 60 %. На долю железнодорожных перевозок приходится почти в два раза меньше.

Поэтому, говоря о создании транспортно-логистического кластера в регионе, доктор технических наук, профессор Тихоокеанского государственного университета Игорь Пугачев подчеркивает, что ключевую роль будут играть технологии, позволяющие наладить взаимодействие и координацию работы нескольких видов транспорта.

Сроки организации пункта пропуска на Большом Уссурийском острове будут определяться на высшем уровне. Однако в ходе недавней встречи депутатов Хабаровской городской думы с Народным политическим консультативным советом уезда Фуюань российская и китайская стороны договорились всячески способствовать решению этого вопроса. В тексте подписанного на встрече соглашения содержатся пункты, касающиеся сотрудничества в области разработки нормативных актов, содействия двустороннему приграничному торгово-экономическому развитию в рамках полномочий, обмена информацией о миграционных процессах, поддержки дружественных обменов.

Ученые двух университетов говорят о перспективах нового пункта пропуска. Он поможет загрузить несколько транспортных магистралей. Предложения о необходимости создания на острове своего транспортно-логистического кластера уже направлены в правительство края.

Екатерина Крюкова