Газета «Гудок», №188 – 21 октября 2014 г.
Тында может стать одним из туристических центров Дальнего Востока
Правительство РФ решение о создании специального туристического маршрута «Восточное кольцо России». Отечественные туристы эту тропу пока не спешат осваивать, нет интереса и у турфирм. В то же время ученые Южной Кореи считают, что Россия обладает огромным туристическим потенциалом и при этом совершенно его не использует. В Корейском национальном транспортном университете работают над уникальным туристическим проектом. Ключевую роль в нем играет железнодорожный транспорт. Как Восточное кольцо сделать международным туристическим маршрутом, корейские ученые рассказали коллегам из Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Подробности – в интервью с профессором Корейского национального транспортного университета Чжин Чжанвоном.
– Круговой круиз железнодорожного туризма выгоден?
– Южная Корея и Россия заинтересованы в соединении Транссибирской и Транскорейской магистралей. Это выгодно для обеих стран. Обсуждение этого вопроса началось еще в 2000 году. С тех пор, несмотря на политические проблемы на территории Корейского полуострова, возможность соединения магистралей обретала все более реальные черты. Однако в 2008 году обсуждение было прекращено по политическим причинам. Тем не менее российское правительство постоянно предпринимает попытки соединить магистрали. К сожалению, проблема все еще есть, потому что Транскорейская магистраль не цельная.
– Вы представили неправительственный проект. У него есть поддержка?
– Проект Chang Je Tu подготовлен неправительственной организацией. Это инициатива поддержана ООН. Основная цель – развитие побережья Тумэнь, развитие территорий в Маньчжурии. Первый его этап уже завершен.
– Расскажите о его результатах.
– Одним из результатов стало создание перехода, по которому туристы из Китая попадают на территорию Северной Кореи. Другой – строительство высокоскоростной железной дороги Янцзы – Тумэнь. Она начнет действовать в следующем году.
Тумэнь расположен рядом с границей Китая и Северной Кореи. Это место называется Хуньчунь Ман. Здесь туристы могут увидеть одновременно три страны: Китай, Россию и Северную Корею. Китайское правительство открыло это место для внутренних и зарубежных туристов. Кроме того, Тумэнь популярен среди южнокорейских туристов, потому что здесь они могут увидеть Северную Корею. А на другой стороне границы – маленькие тихие и закрытые городки Хасан и Гродеково, куда зарубежным туристам очень трудно попасть.
– Что делает пограничные города такими разными?
– Были времена когда Хуньчунь, Маньчжурия и Тумэнь тоже были маленькими городками на границе. А развиваться они стали, когда превратились в туристические центры.
– Расскажите о потенциале туристического рынка Северо-Восточной Азии.
– Стоит обратить внимание на рост потока китайских туристов. В этом году их количество достигло 116 млн. Китайское правительство пропагандирует зарубежный туризм среди своих граждан. Во всем мире думают, как привлечь к себе в страну туристов из Китая. Количество российских туристов, выезжающих за рубеж, также растет. В 2012 году их было 47 млн. В Китай выехали 3,5 млн. Это не так много, по-моему.
Увеличивается количество выезжающих из Южной Кореи. 2,2 млн из них посетили Китай и 0,11 млн поехали в Россию. После введения безвизового въезда эта цифра выросла в два раза.
Россию посещает очень мало туристов из Японии – 0,1 млн, в то время как общее число выезжающих – 7,5 млн человек. Для сравнения, в Китай отправились 2,87 млн японцев.
Традиционно жители Кореи и Японии считают Россию европейской страной. И хотя Европа от них далеко, им так и не приходит в голову, что можно поехать в ту часть России, которая расположена рядом с ними.
– Как исправить ситуацию с потоком туристов и продолжить работу по соединению железнодорожных магистралей?
– Среди южнокорейских граждан бытует мнение: чем больше помощь Северной Корее, тем выше ядерная угроза. В этом причина недостаточного выделения средств для развития железных дорог Северной Кореи. Туризм – тот инструмент, который откроет глаза и сердца людей.
Первое мое предложение – сделать Хасан привлекательным для туристов. Здесь, как и в Хуньчуне, можно увидеть три страны одновременно. Природа Хасанского района замечательна. Это прекрасный туристический ресурс для путешественников из Китая или Японии, а также и для внутренних туристов. Мне кажется, Хасан может поучиться у Хуньчуня.
Можно сделать небольшой кольцевой железнодорожный маршрут: Владивосток, Славянка, Хасан, Раджин, Онсон, Тумэнь, Хуньчунь, чтобы за 7 дней посетить три страны, расположенные на этой территории.
– Есть планы по развитию этого маршрута?
– Нам известно о круизных морских лайнерах, а как насчет круизного поезда? Точно так же, как и на море, пассажиры смогут останавливаться в разных городах и наслаждаться культурой разных стран. Например, в России это может быть посещение театра оперы и балета. Такие поезда есть в Японии. Они очень красивые и рационально организованные. Следующим этапом станет маршрут Владивосток – Хабаровск – Чита – Улан-Удэ – Маньчжурия – Янцзы – Тумэнь – Раджин – Хасан. Этот железнодорожный круиз можно развивать и дальше. Один из маршрутов пройдет через Тынду.
После успешного запуска можно активировать полную программу. Круиз начнется в Корее, пройдет через Россию, Монголию, Китай и вернется обратно в Корею. Подобный маршрут привлек бы туристов со всего мира, особенно из Японии. Японцы любят путешествовать поездами.
Соединение магистралей России, Китая и Кореи – символ надежды на процветание этих стран-соседей. Для того чтобы эти надежды сбылись, нужны совместные усилия со стороны правительственных и общественных организаций. Туризм откроет закрытый участок на территории Северной Кореи, а приграничные города России получат дополнительное развитие.
Екатерина Крюкова