Газета «Гудок», № 172 – 29 сентября 2014 г.
В борьбе с деформациями земляного полотна помогут учёные.
На Тындинской дистанции пути опробована автоматизированная система геотехнического мониторинга. Порядка 80% всех деформаций земляного полотна на ДВЖД – это осадки и пучины. Большинство из них затрагивают перегоны Северного широтного хода, расположенные на многолетнемёрзлых грунтах.
Вызванные криогенными изменениями деформации, пояснили в Дальневосточной дирекции инфраструктуры, не дают увеличивать скорость поездов, пропускную и провозную способность БАМа. Важно иметь объективную информацию о развитии рисков. На магистрали ведутся соответствующие работы. Дистанции пути регулярно проводят визуальный осмотр, организованы поездки путеизмерительных вагонов, ведёт исследования Тындинская мерзлотная станция Центра искусственных сооружений ОАО «РЖД». К наблюдениям подключены и специалисты Дальневосточного госуниверситета путей сообщения (ДВГУПС) и ОАО «Дальгипротранс», которые предложили внедрить систему геотехнического мониторинга: на основе систематизации и автоматизации полученных данных можно определить рациональный выбор противодеформационных мер.
Опытным участком стала станция Бестужево. Как рассказала руководитель научно-исследовательской лаборатории «Основания и фундаменты» ДВГУПСа доктор технических наук Светлана Жданова, запись данных о паровом давлении, уровне осадки и других параметров, необходимых для выявления влияющих на возникновение деформаций процессов, происходит в реальном времени. «Нужные сведения можно получить в любой момент из любой точки», – пояснила она. Считается, что проблемы в основном создаёт глубокое оттаивание мёрзлых грунтов. Правда, за десятилетия эксплуатации пути интенсивность деформаций уменьшается, но в основании насыпи со временем образуется непромерзающая талая зона. Кроме того, мерзлота остаётся в полосе отвода.
По словам Светланы Ждановой, исследования на станции Бестужево подтвердили, что в основании земполотна мерзлота ушла, а в пределах полосы отвода осталась. Надмерзлотные воды в предзимний период стекают в низовую сторону и вызывают проблемы.
Между тем, отметила руководитель лаборатории, вода сама указывает, где посредством инженерного решения можно её выпустить. Способов немало. Например, на 25-м км железных дорог Якутии успешно введена следующая разработка – конструкция двустороннего контрбанкета для армирования и одновременно перепуска воды из пониженных мест к искусственным сооружениям.
Павел Усов, соб. корр. «Гудка», Хабаровск