Газета «Гудок», №22 – 4 июля 2014 г.
БАМ соединил судьбы Октябрины Григораш и Петра Кирасирова
БАМ соединил судьбы Октябрины Григораш и Петра Кирасирова. Они познакомились 35 лет назад в поезде, когда ехали в составе первого Всесоюзного ударного отряда на эксплуатацию БАМа. Между красивым парнем под два метра ростом с волосами цвета соломы и кареглазой обаятельной девушкой вспыхнула искра, которая переросла в любовь и крепкую семью.
Октябрина Григораш на БАМ рвалась еще со школы, и ее мечта осуществилась. Петр Кирасиров о «стройке века» особо не грезил, после окончания техникума и службы в армии подумывал пойти работать в милицию, но ему хотелось простора и романтики, и здесь подвернулось предложение поехать на Дальний Восток.
– 29 октября 1979 года с Ярославского вокзала Москвы отправлялся наш спецэшелон. Родители тогда жили в Молдавии, и я им не сказала, что еду на БАМ. На вокзале я пряталась от камер, чтобы меня не показали по телевизору. Боялась, что родители увидят и вернут домой, – вспоминает Октябрина Ивановна.
На БАМ комсомольцы ехали весело и шумно. Каждый день в вагонах проходили танцевальные вечера. На одном из таких мероприятий они и познакомились.
– Подружка сказала, что на меня весь вечер смотрит один парень. Мне было приятно, но виду не показала. Когда подошла наша очередь устраивать в вагоне вечер, мы сшили для парней пачки из вафельных полотенец и веночки на голову из накрахмаленных бинтов. От танца «маленьких лебедей» все катались от смеха, – рассказывает Октябрина Ивановна.
На перроне Тынды комсомольцев встретили митингом и концертом. Октябрину с подружкой распределили в Беркакит, туда же на работу в дистанцию пути приехал и Петр.
Начались рабочие будни. Девушки чистили снег на станции, а молодой боец из Московского отряда ремонтировал технику. Способного парня сразу заметили и назначили мастером по эксплуатации машин и механизмов. И еще вручили ключи от однокомнатной квартиры. Не задумываясь, он сделал Октябрине предложение руки и сердца.
Была скромная комсомольская свадьба. Жених в костюме с чужого плеча, невесте купили белое платье, но босоножки и фату пришлось взять напрокат. Денег хватило на обручальное кольцо только для Октябрины. Перед входом в загс у невесты сломался каблук, Петр прибил его кулаком, сказал, что все будет хорошо.
Два чемодана, стол, несколько стульев, самодельная бамовская кровать… Так начиналась семейная жизнь молодоженов Кирасировых.
– Родители были ошарашены, когда узнали, что мы поженились. Нам ведь было тогда по 21 году. Но через два года, когда мы появились у них на пороге с первенцем Василем на руках, они приняли это как должное. А потом родилась Аленка, дочь назвали в честь реки Лена, – рассказывает Петр Михайлович.
В 1981 году Петра Кирасирова пригласили работать мастером во вновь сформированный восстановительный поезд. В 1985-м он стал его начальником и руководит предприятием по сей день. В свое время Петр Михайлович заочно окончил ДВГУПС.
И Октябрина Ивановна на БАМе прошла большой трудовой путь: была монтером пути, секретарем комитета комсомола Беркакитского узла, заведующей детским садом. Сегодня работает психологом. Комсомольская искра в ней не погасла. Все эти годы она участвует в художественной самодеятельности поселка.
Из 550 бойцов первого Всесоюзного отряда молодых железнодорожников многие уже разъехались. Но супруги Кирасировы с честью выдерживают испытание БАМом.
Светлана Назарчук