Газета «Дальневосточная магистраль», №21 – 27 июня 2014 г.
Новую магистраль принимали девять молодых специалистов.
Почти всех, кто начинал эксплуатацию Байкало-Амурской магистрали, ветеран-железнодорожник Виктор Кинаш знает лично. Многих из них он принимал на работу. Коллектив первой бамовской дистанции пути он подбирал тщательно. С тех пор это предприятие имеет для него особое значение.
Владимир Семенович не сам выбрал путейское дело, скорее, дело выбрало его. После школы поступил в Уссурийский техникум железнодорожного транспорта. Тогда здесь была лишь одна специальность – «Путь и путевое хозяйство». По распределению отправился работать на Амурскую железную дорогу.
– Не получи я такое направление, может, и не попал бы никогда на БАМ, – признается заместитель председателя совета ветеранов Дальневосточной железной дороги Виктор Кинаш. – Отработав три года, поступил в ХабИИЖТ. Год проучился, а на втором курсе меня в армию забрали.
Отслужил, женился, отработал несколько месяцев в Приморском крае и... вернулся в Сковородино.
– Когда начали магистраль сдавать в эксплуатацию, меня направили в Тынду на должность заместителя начальника дистанции пути. Шел 1977 год. Я был первым путейцем, – вспоминает Виктор Семенович. – В Тынде у нас сначала был создан отдел, возглавлял его Иван Васильевич Гавриленко.
Предприятие начиналось с двух кабинетов. Там разместились начальник дистанции, его заместители, кадровики и бухгалтерия.
Принимать в эксплуатацию новенькую магистраль приехали молодые специалисты: четыре пары и один холостяк. Девять человек – первые бамовские путейцы. На первое время всех оформили бригадирами.
– Когда дали штатное, я с ними говорил в открытую: «Давайте решать, кого на какую должность определять?», – вспоминает Виктор Семенович. – Посмотрели по окладам. У нормировщика оклад был одним из самых высоких. Агарковы и предложили отдать эту должность Филиппу Михайловичу Шевелеву – он кормилец, а в семье тогда ожидали прибавления. С того момента он и стал нормировщиком.
В числе первых сюда прибыла путейская династия Полозовых.
– Это были настоящие мастера. У них много чему можно было научиться. На Петра и Геннадия я мог положиться всегда, – признается Виктор Кинаш. – Мало кто мог тогда похвастаться опытом работы в суровых условиях. А у них такой опыт был.
В один из первых месяцев братья Полозовы обнаружили провал: на насыпи остались только края шпал, рельсы висели в воздухе. Устранили своевременно, не допустили катастрофы.
Прошло 40 лет, и преемники первых бамовских путейцев работают в таких же сложных условиях. Опираясь на опыт первопроходцев и ученых, работать легче.
Виктор Кинаш уже получил билет на празднование 40-летия БАМа. К поездке готовится с радостью и некоторым волнением. Первым делом нужно посетить родную дистанцию и встретиться со старыми товарищами, с которыми первым принимал когда-то БАМ.
На фото: Виктор Кинаш (в центре) был среди первых эксплуатационников БАМа
Екатерина Крюкова