Газета «Тихоокеанская звезда», №100 - 5 июня 2014 г.
О БАМе я впервые услышал в 1974 году, когда было принято постановление правительства СССР и началось продвижение идеи построения Байкало-Амурской магистрали всей страной. Название стройки было у всех на устах, и многие стремились туда попасть, принести пользу своими знаниями и умениями.
Первый проект «Разработка технологического процесса станции Тында» мы начали разрабатывать вместе с доцентом нашей кафедры Василием Спиридоновичем Купцовым. Станция тогда активно строилась, уже были сданы путепровод и часть путей - принимали пассажирские поезда. Достраивалось здание вокзала. Начальником станции был мой однокурсник по ХабИИЖТу, он очень сильно нам помогал. Потрудились мы все вместе очень продуктивно, разработали весьма солидный технологический процесс. Работа продолжалась около двух лет. Было много командировок на БАМ, там же, в Тынде, мы и защищали наш проект, который сдали с первого раза с очень высокой оценкой. За него нам и заплатили прилично: при моей тогдашней зарплате около 400 рублей ежемесячно доплачивали в течение двух лет еще около 200 руб. Вообще финансовая поддержка со стороны государства была обеспечена всем, кто имел отношение к строительству БАМа.
При нашей кафедре в ХабИИЖТе была даже организована специальная лаборатория, в которой постоянно 6-7 человек работали над разными проектами по БАМу. Самым интересным я считаю проект по пассажирским перевозкам. Нам было поручено рассчитать пассажиропоток, для чего надо было объехать всю Якутию в зоне БАМа. Работали около трех лет. Сначала установили пассажиропотоки, их ориентировочные направления, чтобы установить назначение поездов. Потом рассчитывали размеры движения, категорию поездов. Нарисовалась полная картина размещения потенциального пассажиропотока, размах которого впечатлял!
Тогда как раз остро встал вопрос об увеличении добычи угля, и мы вместе с начальником станции Чегдомын, студентом-заочником ХабИИЖТа, делали реальный дипломный проект, посвященный разработке технологического процесса для станции с учетом увеличенного грузопотока. Это было очень интересно.
Я много общался со строителями БАМа. Люди же приезжали строить магистраль со всего Советского Союза! И, понятное дело, все они были разные: кто-то за романтикой приезжал (среди рядовых строителей таких всё-таки было больше, они в итоге остались и дальше жить в бамовских городах и поселках), а кто-то ехал «за длинным рублем» и не упускал возможность хорошо заработать. Главное, что все были объединены единой целью - строительством «дороги века».
БАМ действительно был нужен стране. Там, где проложены рельсы магистрали, появилась жизнь: выросли города, поселки, пришли люди. Сейчас планируется дальше провести дорогу и в Якутии, в перспективе выход на мыс Лазарева, на Камчатку.
Почти 20 лет было много необоснованных разговоров, что БАМ - это дорога в никуда. Это неправильно! И очень хорошо, что сейчас государство вновь обратило внимание на Байкало-Амурскую магистраль. Об этом говорит даже размах предстоящего празднования 40-летия БАМа.
Приятно, что ученые нашего вуза были среди тех, кто помогал строить «дорогу века». Наверное, могу сказать, что и я внес свой вклад. На 30-летие БАМа меня наградили медалью за строительство дороги.
С. Балалаев, кандидат технических наук, профессор ДВГУПС, почетный железнодорожник