Газета «Гудок» №36, 4 марта 2014 г.
В 1939 году в Москве вышел фундаментальный учебник «Механика грунтов, основания и фундаменты». Его автор основал в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта свою научную школу. Ее открытия легли в основу строительства Байкало-Амурской магистрали.

В 1949 году академик, доктор технических наук, профессор Александр Паталеев, крупнейший ученый в области грунтоведения, переехал из Ленинграда на Дальний Восток и стал работать в ХабИИЖТе заведующим кафедрой «Основания и фундаменты».

В 1950-е годы произошло уникальное в вузовской практике событие. Оно определило роль дальневосточного вуза в строительстве БАМа. В процессе сооружения линии Известковая – Чегдомын на учебной и лабораторной базе института создаются проектно-конструкторское бюро и промышленная структура по созданию звеносборочных машин для укладки рельсовых звеньев на подготовленное земляное полотно.

Подобного прецедента создания такой техники и технологии не было еще в мировой практике строительства железных дорог. Все эти машины и механизмы позже нашли применение при сооружении БАМа и применяются на всех железных дорогах России и СНГ в настоящее время.

Вместе с учениками в 1960-е годы Александр Паталеев исследовал эксплуатацию инженерных сооружений в условиях вечномерзлых грунтов.

Он подготовил двух докторов наук и 22 кандидатов технических наук. Ученики знаменитого ученого оказались незаменимыми специалистами при сооружении Байкало-Амурской железной дороги.

– Еще за несколько лет до объявления БАМа всесоюзной стройкой по проектам Александра Васильевича были построены железнодорожные участки, многоэтажные дома, локомотивные депо и другие сооружения, – рассказывает кандидат технических наук доцент кафедры ДВГУПСа «Тепловозы и тепловые двигатели» Ярослав Новачук. – Все эти объекты исправно служат до сих пор.

Дальневосточный государственный университет путей сообщения – преемник традиций ХабИИЖТа. Сегодня его изыскатели не прекращают мониторинг состояния путевого хозяйства БАМа, мостовых переходов.

Все это когда-то было построено на основании научных работ ученых-дальневосточников. Впереди – строительство второй очереди магистрали. А значит, у тех, кто учился по учебникам Александра Паталеева, есть шанс продолжить его дело.

На фото: Строительство в условиях вечной мерзлоты – сложная и интересная задача

Екатерина Сергеева