Газета «Тихоокеанская звезда» № 23 8 февраля 2014
Как и многие советские мальчишки, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электроподвижной состав» Дальневосточного государственного университета путей сообщения Юрий Давыдов мечтал стать летчиком. Но... учиться летному делу в Хабаровске было негде, да и в старших классах уже казалось, что строящийся БАМ, электрификация Транссиба, эксплуатация мощных электровозов - не менее увлекательное занятие. Поэтому выбрал совершенно земную стезю: железные дороги и поезда.
Под крылом самолёта о чем-то поет...
Свое дело Юрий Анатольевич любит, и в профессии он состоялся: защитил докторскую диссертацию, подготовил двух кандидатов наук, в 2007 году был награжден нагрудным знаком «Почетный железнодорожник», у него ряд патентов на изобретения. Но... Человек с чисто «земной» профессией всегда мечтал о небе - управлять самолетом. Хотя и понимал, что это, увы, неосуществимо. Правда, до тех пор, пока... в гражданской авиации не изменились федеральные авиационные правила! И почти в 55 лет мечта исполнилась - Юрий Давыдов сел за штурвал одномоторного самолета. Возможно, и благодаря сыну, которому передалось желание отца летать, и он тоже, между прочим, железнодорожник по образованию.
- Что чувствуешь в небе? Невесомость и свободу, радость от возможности летать, - показывает снимки с аэродрома Юрий Анатольевич. - Этого ощущения нет в авиалайнерах, которые летают на большой высоте.
Но прежде чем сесть за штурвал, нужно учиться почти год: это и теоретический курс, и занятия, касающиеся конкретного типа самолета. И, конечно, практическая подготовка: чтобы получить права пилота-любителя, необходимо налетать 42 часа.
- Экзамены довольно сложные, также очень серьезные требования к подготовке пилота, - рассказывает он. - Но мне учиться было только в удовольствие.
Почетный железнодорожник шутит, что теперь ему довольно непросто выбрать вид транспорта. Ведь чаще самолетом добраться куда-то проще и быстрее, чем поездом. Фантазирует, что когда-нибудь сможет полететь на свои лекции, например, в филиал ДВГУПС в город Свободный Амурской области - уже летал в Благовещенск. Летал и на Самаргу, но уже для удовольствия: в тех местах отличная рыбалка и охота, а для Юрия Анатольевича это еще одно большое увлечение.
- Правда, если нужно будет ехать на конференцию - предпочту поезд, будет время подготовиться и отдохнуть, - шутит профессор. - У меня есть знакомые, которые летом летали на своем самолете на море, во Владивосток, на выходные, это очень удобно. Для небольших самолетов особых условий для посадки не нужно. Друзья летают по работе в Советскую Гавань. И выходит это не дороже, чем отправиться на своем автомобиле, зато намного быстрее.
Конечно, авиация - хобби недешевое. Но вместе с сыном удалось приобрести свой четырехместный одномоторный самолет «Maule MX-7». В Интернете это сделать не сложнее и не дороже, чем купить японский автомобиль.
К слову сказать, каждый пилот умеет сам делать первичный осмотр и даже мелкий ремонт своего воздушного судна. Ежегодно нужно продлять на самолет сертификат летной годности по аналогии с техосмотром автомобилей. И чтобы сделать любой вылет, нужно оформить рейс по всем правилам, как для любого самолета. Практически, на своем самолете Юрий Анатольевич может долететь до любой точки России! Правда, для этого нужно будет сделать много промежуточных посадок.
Дорога в небо
Доцент, кандидат физико-математических наук, молодой преподаватель Константин Рудой не только коллега Юрия Давыдова по университету, сам железнодорожник и сын железнодорожников, но и человек, разделяющий его увлечение.
- Мне настолько хотелось летать, что, еще будучи студентом, я часто приезжал в аэропорт и смотрел, как взлетают и садятся самолеты, - рассказывает Константин. - Ко мне даже подходила милиция, проверяла документы... А однажды, в автобусе, я увидел летчика. Он вышел возле нашего университета. Я пошел за ним, набрался смелости и обратился к нему, хотел поговорить о возможностях стать пилотом. На что он мне сказал: «Парень, ты опоздал со своей мечтой». Мне было 25 лет.
… Эту фразу Константин вспомнил спустя два года, когда совершил свой первый самостоятельный полет с аэродрома небольшого городка Палмер, штата Аляска. В тот день было очень солнечное и красивое утро, наверное, именно в такие дни сбываются самые заветные мечты.
Дорога в небо началась со знакомства в Хабаровске с американцем Двэйном Кингом с Аляски, ветераном авиации, преподавателем учебного центра в малом аэропорту Хабаровска, когда в России существовало всего несколько летных школ и все они находились в западной части страны.
Двэйн - не просто профессиональный пилот-иструктор и авиационный механик. Он - верующий человек, помогающий людям, живущим за полярным кругом на Аляске, коренным народам этого региона. Более 40 лет он служил священником-пилотом в северных деревнях и поселках: консультировал людей по разным жизненным вопросам, регистрировал браки, организовывал и проводил похороны, много времени уделял детям, организуя досуг и летние лагеря. За свою жизнь Двейн совершил много вылетов санавиации, спасая людей.
Константин тоже человек верующий, мечтающий использовать свои летные навыки для помощи тем, кто в этом нуждается.
Но если в США авиация общего назначения хорошо развита, то в России на тот момент она отсутствовала вовсе - небо было «закрыто».
- Какое-то время я занимался самообразованием, веря в то, что небо «откроется». Все, что было в моем распоряжении - это компьютерные программы - авиационные симуляторы и разного рода литература, - рассказывает Константин. - Позже Двейн пригласил меня на Аляску, в летную школу, где я и стал учиться «по-настоящему». Ездил каждое лето во время отпуска и начиная с 2005 года побывал на Аляске 9 раз. Помимо летного обучения, я стал помогать Двейну в его волонтерской работе. Каждый июль на 10-12 самолетах мы летали в горы за полярный круг и организовывали там лагерь для детей из разных деревень, откуда привозили их самолетами - единственным транспортным средством в тех краях. В лагере я был воспитателем для детей и подростков - алеутов и эскимосов. Двухнедельная программа лагеря всегда была очень насыщенной: игры, спорт, купание в ледяной воде, праздники, сплавы, охота на воспитателей, поиск золота на руднике и, конечно же, летные уроки. Каждый ребенок с гордостью мог показать свои летные книжки, где инструкторы фиксировали первые летные часы детей. Помимо активного отдыха, были и серьезные личные беседы с воспитателями, так как дети не понаслышке знали о насилии, убийствах, алкоголе и наркотиках. После лагеря у детей «горели» глаза, появлялась надежда и цели в жизни.
Константин сдал экзамены на Аляске и получил лицензию частного пилота. И его наставник нашел для него самолет, зная планы парня: помогать людям.
В 2012 году Константин Рудой и Двейн Кинг - как ветеран авиации, были приглашены руководством республики Якутия на празднование 70-летия открытия перегоночной воздушной трассы Аляска-Сибирь (АлСиб), по которой во время Великой Отечественной войны советские и американские летчики перегнали более 8000 самолетов. Та встреча стала началом дружеских отношений и интересного сотрудничества между Аляской и региональным отделением ДОСААФ Якутии.
- Американские специалисты участвовали в идентификации частей самолетов, разбившихся на территории Якутии во время перелета, - рассказывает он.
А прошлой весной Константин и Двейн привезли в Якутск бронзовые скульптуры советского и американского пилотов - уменьшенную копию мемориала, посвященного сотрудничеству двух стран во время Великой Отечественной войны, оригинал которого находится в городе Фэрбенкс на Аляске. Мемориал стал важной частью музея, посвященного истории АлСиба. В ближайших планах - привезти курсантов военно-патриотического клуба Якутии на Аляску и познакомить их с работой местных детско-юношеских организаций.
Вместе с другими пилотами Константин Рудой построил взлетно-посадочную полосу в селе Виноградовка под руководством человека, по-настоящему влюбленного в небо, отличного пилота и друга - Анатолия Данилова. Как раз там и базируется самолет парня «Cessna 172».
В 2006 году с Аляски вместе с единомышленниками Константин прилетел в Хабаровск на шестиместном самолете. Сначала пересекли Берингов пролив, затем совершили посадки в Анадыре и Магадане. По прилете в Хабаровск он организовал экскурсию в аэропорт для студентов факультета воздушных сообщений ДВГУПС - ребята увидели самолет деловой авиации «Piper Cheyenne».
А еще ему очень бы хотелось облететь своих выпускников, которые разъехались по всему Дальнему Востоку, с которыми он до сих пор поддерживает отношения. Константин постоянно с молодежью, он куратор в вузе и хорошо ладит со студентами.
Авиация может стать работой
Помимо работы на кафедре «Физика», Константин занимается со студентами единственного подобного на Дальнем Востоке факультета воздушных сообщений ДВГУПС. Здесь много ребят, которые также увлечены небом, много и преподавателей-практиков, которые посвятили воздушной стихии жизнь. Студенты факультета, кстати, были в Виноградовке и видели самолет Константина, посидели за штурвалом, на практике увидели его устройство.
Между тем, специалистов для авиации готовят, помимо ДВГУПС, всего три вуза: в Санкт-Петербурге, Москве и Самаре. А профи в области коммерческой эксплуатации воздушных судов, знающих специфику работы гражданской авиации, не готовит ни один вуз страны. Конечно, стать пилотом на этом факультете нельзя. Но получить специальность, связанную с авиацией - можно, к тому же пройти курс пилота можно на специальных курсах уже и в Хабаровске.
- Факультет воздушных сообщений был создан 15 лет назад решением ученого совета университета по инициативе авиационных предприятий Дальнего Востока, которые испытывали острый дефицит специалистов. Авиация - быстроразвивающаяся сфера, которая нуждается в кадрах, - рассказывает декан факультета Светлана Копейкина. - За эти годы подготовили более 500 специалистов. Только по специальности «Организация перевозок» - около 180 человек. Наши выпускники трудятся в Хабаровске - в различных логистических и транспортных компаниях, в авиакассах, в авиакомпании «Восток», в представительствах крупнейших авиакомпаний страны, в аэропортах Дальнего Востока: Хабаровского края, Приморья, Сахалинской области.
Есть еще один интересный факт: в вузе, между прочим, есть еще один пилот, аспирант Роман Михайлин. А еще в ДВГУПС, в единственном вузе Дальнего Востока, в 96 году был создан собственный Дальневосточный центр летного обучения. И кстати, Двейн Кинг готовился тогда отправить в Хабаровск свой самолет «Cessna 150» для начального летного обучения. Но наше законодательство не позволило осуществить эти планы.
Возможно, все еще впереди! Особенно если учесть, что полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев - пилот с пятилетним стажем, одной из перспектив нашего региона видит развитие малой авиации. А значит, когда-нибудь это будет реально - летать к школьникам и студентам в отдаленные села и города, как пошутил Юрий Давыдов, помогать людям, о чем мечтает Константин Рудой, а у студентов Светланы Копейкиной будет большой выбор вакансий.
Мария ИВАНОВА