Газета «Гудок», №227 – 16 декабря 2013 г.
При разработке вариантов усиления железных дорог важно провести их технико-экономическое обоснование в сжатые сроки.
Решить эту задачу позволяют созданные в Дальневосточном государственном университете путей сообщения программные комплексы ИСКРА и ЭРА-2. С их помощью можно выполнять весьма трудоёмкие, разнородные, но технологически связанные операции на единой информационной основе.
Среди них – расчёт допускаемых скоростей движения, массы и длины поездов, тягово-экономические расчёты движения потоков поездов различных категорий и массы, определение пропускной и провозной способности железных дорог и др.
Комплекс ИСКРА (интегрированная система расчётов и анализа движения поездов) обеспечивает подготовку, оценку и обоснование допускаемых скоростей к графику движения поездов и определение интервалов между ними. В настоящее время учёные вуза занимаются его интеграцией в новейшую систему разработки нормативного графика движения поездов.
А ЭРА-2 имеет ещё большие функциональные возможности. В его состав входят шесть модулей, работающих на единой информационной основе. Один из них – ТЭП (технико-экономические показатели) – позволяет выполнять вариантные тягово-энергетические и технико-эксплуатационные расчёты движения отдельных поездов различной категории и массы.
Модуль СВ (скорости и возвышения) облегчает расчёты допускаемых скоростей движения подвижного состава и возвышений наружного рельса в кривых. Подсистема ИРС (интервалы и расстановка сигналов) даёт возможность определять все типы станционных и межпоездных интервалов, формировать базу элементов графика движения поездов и проверять расстановку сигналов автоблокировки.
Наконец, модуль ППСС предназначен для определения пропускной и перерабатывающей способности станций, включая приёмо-отправочные парки, стрелочные горловины, сортировочные горки и вытяжные пути.
Комплекс ЭРА-2 использовался отраслевыми институтами для проектирования линий в рамках развития транспортной инфраструктуры к Олимпиаде в Сочи, а также для разработки концепции модернизации транспортного обслуживания пассажиров в период проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. Сейчас его применяют в Росжелдорпроекте, институтах Латвии и Казахстана при создании вариантов новых железных дорог и усиления эксплуатируемых линий.
В настоящее время специалисты ДВГУПСа разрабатывают следующую версию этого комплекса – ЭРА-3. Она основана на концепции оптимизации плановых и проектных решений под ключ. В новой версии, в частности, предусматривается модуль ПСП (пропускная способность перегонов), который поможет автоматизировать расчёт определяющей пропускной способности отдельных участков железных дорог.
Также в ЭРА-З войдут модули ОРК (оптимальные режимные карты вождения поездов) и ПРО (планирование работы и развития объединений баз ПМС путевого ремонтного комплекса). С их помощью будет выполнена оптимизация долгосрочного плана работ и разработан стратегический план развития баз ПМС железнодорожного транспорта нашей страны.
На очереди разработка модулей ОПК (оптимизация параметров кривых плана трассы) для повышения скорости движения поездов и ФСП (формирование схем развития пропускной способности железнодорожных участков, линий и направлений).
Считаю, что новый комплекс ЭРА-3 позволит не только сократить трудоёмкость и повысить уровень автоматизации проектных работ, но и решить важнейшие вопросы повышения скорости движения поездов и провозной способности линий с позиции технико-экономической эффективности.
Виктор Анисимов, профессор кафедры «Изыскания и проектирование железных дорог» ДВГУПС
http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1009043&;archive=2013.12.16