Газета «Тихоокеанская звезда» 9.07.2013

Конгресс инженеров, прошедший в Комсомольске 4-5 июля, был назван Первым Дальневосточным. Хотя по сути это было первое в России столь масштабное собрание учёных, инженеров, вузовской общественности, производственников, представителей центральных и местных органов власти, на котором шёл серьёзный и конструктивный разговор о путях формирования современного инженерного сословия. И в этом смысле конгресс стал поистине знаковым событием не только для Хабаровского края, но и для России в целом.



Что ж, Хабаровский край когда-то был первым регионом, где появился День предпринимателя. Теперь это общенациональный российский праздник. Возможно, с лёгкой руки Вячеслава Шпорта инженерный форум перерастёт во что-то большее. Скажем, в национальную лигу инженеров. А идеи, высказанные на конгрессе, войдут в президентскую программу подготовки инженерных кадров, которая сейчас как раз в стадии разработки. 

Но если в кластер сгрудились малые...

Круглый стол «Кластерный подход как эффективный инструмент развития промышленности», который вёл сам инициатор конгресса Вячеслав Шпорт, с самого начала пошёл в оптимистическом ключе. Так совпало, что буквально накануне заявка Хабаровского края на создание инжинирингового центра в рамках нашего авиационно-судостроительного кластера выиграла конкурс на финансирование Минэкономразвития РФ. 43 миллиона рублей на покупку современного оборудования и обу­чающие программы для выполнения самого широкого спектра инжиниринговых задач - проектирования, прототипирования, моделирования. В общем, очень полезных вещей, которые помогут малым предприятиям, входящим в кластер, стать партнёрами якорных предприятий авиа- и судостроения. Плюс к фередальным средствам центр, который создаётся на базе Дальневосточного агентства содействия инновациям (ДАСИ), получит 13 миллионов из краевого бюджета. Итого 56 миллионов. Неплохой стартовый капитал.

Оптимизм, конечно, был связан не столько с деньгами, сколько с тем, что кластер начинает реально работать, выполнять свою основную функцию - развитие малых и средних высотехнологичных производственных предприятий вокруг гигантов, вроде КнААЗа и АСЗ, создание спроса на инновационную продукцию действующих краевых предприятий этой сферы. И всё это в том числе - прекрасная база для реализации творческого потенциала, материальных и моральных амбиций молодёжи, выбравшей техническую стезю, современных инженеров.

Как отметил первый заместитель председателя правительства края по модернизации и промышленной политике Виктор Чудов, инжиниринговый центр может стать тем ключевым «пятым элементом», который поможет закрутиться всему механизму кластера. В частности, центр возьмёт на себя функцию связующего звена между инновационными предприятиями, которых на территории края более двух сотен, и мощными производствами. Не секрет, что сегодня они не всегда находят общий язык, есть элемент недоверия, и инжиниринговый центр может стать неким гарантом качества с одной стороны и платежеспособности с другой.

А Вячеслав Шпорт и проректор КнАГТУ по инновационной работе Эдуард Дмитриев отметили, что технопарк Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета уже сегодня во многом выполняет функцию инжинирингового, инновационного центра и центра творческого развития выпускников университета.

О том, как работают подобные структуры в других регионах страны, а также о программах поддержки развития кластеров на федеральном уровне, поделился с участниками круглого стола представитель Минэкономразвития РФ, управляющий партнёр компании «Мост маркетинг» Виктор Ларионов. О тонкостях развития судостроительного кластера рассказал руководитель Центра кластерного развития Астраханской области Дмитрий Погорелов.

А советник президента ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Владимир Маханов обрисовал картину, какую важную роль в развитии кластера и вовлечении в инженерное сословие талантливой молодёжи играет социальная инфраструктура.

Как отметил на брифинге Вячеслав Шпорт, в ходе конгресса наметились новые линии взаимодействия между предприятиями-участниками кластера. Например, металлические ограждения, которые делает «Амурметалл», будут пользоваться спросом у дорожников, если их покрыть инновационным антикоррозийным покрытием - продукцией одного из участников выставки, прошедшей в ходе конгресса.

- В Хабаровском крае может возникнуть ещё ряд кластеров - строительный, железнодорожный, энергетический, лесной.

Процесс пошёл, люди понимают, что в одиночку сделать что-то сложно, - отметил Вячеслав Иванович, - а объединив усилия, можно и рынок захватить, и конкурентоспособный продукт создать, и подготовить хорошие кадры, закрепить их.

Инженерные школы

В ХХ веке инженерная школа России считалась самой передовой в мире. Наши инженеры обладали и широкими знаниями, и реально изобретательским подходом, который давал возможность находить решение в любой отрасли техники. Сегодня подготовка более узко направленная, отраслевая. Зачастую инженера готовят на заказ для конкретного предприятия, которое и оплачивает музыку. Но в целом есть проблема уровня подготовки, неудовлетворённость производства компетенцией выпускников, несоответствие их знаний уровню современного производства.
Выход из этой ситуации искали на круглом столе конгресса «Роль инженерного образования в инновационной экономике».

В том, насколько реформы в области образования соответствуют требованиям, предъявляемым сегодня работодателями к специалистам технического профиля, разбирались участники круглого стола. 

По мнению ректора Дальневосточного государственного университета путей сообщения Бориса Дынькина, дефицит инженеров сложился по ряду объективных причин. Они касаются демографии и миграции. 

Результаты низкой рождаемости в условиях Дальнего Востока усугубляются значительным оттоком населения в центральные и западные регионы страны. 

Количество выпускников школ постоянно уменьшается. На инженерные специальности в дальневосточных вузах уже несколько лет подряд недобор. 

Число существующих специалистов сокращается по причине их выхода на пенсию. 

Что же касается государственных предприятий, то здесь отток профессионалов нужных специальностей связан с тем, что коммерческие предприятия готовы создавать для них более выгодные в материальном плане условия. 
Возобновление системы распределения выпускников вузов, как считает Дынькин, поможет хоть как-то стабилизировать ситуацию. 

- Мне не раз приходилось слушать мнение, что тем самым мы ущемляем права наших студентов. Согласен, если речь идет о тех, кто учился на свои деньги. Но если за учебу заплатило государство, то молодой специалист должен отработать три года там, где в нем есть необходимость, - сказал Дынькин. - В нашем университете эта система действует уже несколько лет. Практически все бюджетники на четвертом курсе заключают договоры, согласно которым знают, где будут работать после окончания учебы, какую зарплату получать, где жить и какая их ждет в дальнейшем карьерная лестница. 

Еще один вариант - заказ на целевую контрактную подготовку. В этом плане наш вуз достаточно успешно сотрудничает с предприятиями энергетики еще с 1993 года. В результате дефицит специалистов в этой сфере составляет не более 2-3 человек. 

По мнению заместителя дирек­тора по персоналу филиала ОАО «Компания «Сухой» «Комсомоль­ский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» Сергея Назаренко, работодатель не может сегодня рассчитывать только на систему образования. Заинтересованность предприятия в кадрах должна реализовываться в более конкретных вещах. 

- Мы, например, начинаем работу по подбору кадров с профориентации школьников. Ежегодно наше предприятие посещает более двух тысяч подростков. Это дает им возможность осознанно подойти в выбору будущей профессии, - рассказал Назаренко, - Больше тысячи студентов проходят у нас производственную практику, без которой, как известно, любое образование будет неполным. Кроме того, у нашего предприятия есть базовый лицей, который благодаря участию правительства края удалось укомплектовать новейшим оборудованием - аналогичным тому, которое применяется на производстве. 

На этой же учебной базе мы планируем также обучать тех, кто стоит на учете в центре занятости и не имеет никакой профессии. В дальнейшем эти люди смогут прийти к нам на работу, что поможет нам ликвидировать дефицит рабочих. 

Сергей Геннадьевич отметил, что Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет предпринимает серьезные шаги по развитию материально-технической базы, закупает новое учебное оборудование, комплектует лаборатории. В следующем году, по словам Назаренко, вуз и авиационный завод планируют приступить к реализации совместного проекта по созданию современной лабораторной базы.

Доцент кафедры кораблестроения Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета Игорь Овчинников считает, что необходимо вернуться к той системе профессионального образования, которая существовала в советское время. 

- В переводе на русский язык слово «инженер» - означает «изобретательный». То есть это должен быть человек особого склада ума, способный самостоятельно принимать решения, находить выход из ситуаций. Но где взять таких людей? Если помните, в советское время существовало огромное количество технических кружков, выпускалось много различных журналов для подростков по технической тематике. Это давало возможность пробудить интерес к профессии еще со школьной скамьи. Сейчас этого ничего нет. И если даже у ребенка есть склонность к технике, выявить это практически нет никакой возможности, - считает Овчинников. - Тридцать лет назад, когда в нашей стране и понятия не имели, что такое инженерный дефицит, студенческая производственная практика была одним из основных этапов обучения. Сегодня возможность реально познакомиться со своей будущей профессией есть далеко не у всех выпускников, например, у будущих кораблестроителей. Между тем именно практические занятия на судне в море являются определяющими в оценке квалификации специалиста. 

Заместитель начальника отдела главного технолога ОАО «Хабаровский НПЗ» Владимир Нерет говорит о том, что существующая система технического образования нуждается во внедрении качественно новых методик обучения, которые необходимо разрабатывать с учетом модернизации экономики. 

- Наше предприятие получает новое оборудование, применяет новые технологии. Конечно, как любое предприятие, мы заинтересованы в инженерах, которые бы во всем этом разбирались, умели создавать проекты и их реализовывать, - говорит Владимир Владимирович. - К сожалению, готовить таких специалистов существующая система образования сегодня пока не в состоянии. Чаще всего уже имеющих дипломы о высшем образовании людей приходится переучивать. 

У нас на заводе существует специальный отдел по обучению и развитию кадров. Мы тесно сотрудничаем с техническими вузами и техникумами, причем наши специалисты постоянно проходят переподготовку. Кстати, на конгрессе прозвучало мнение, что дефицит инженерных кадров на некоторых предприятиях возникает из-за того, что они не хотят платить специалистам нормальные зарплаты. Но думаю, что здесь все зависит от самого работника, от его квалификации. Профессионалу высокого уровня наше предприятие готово платить достойную зарплату. Думаю, со мной согласятся и другие мои коллеги.

В завершение круглого стола его участники сошлись во мнении о необходимости создания новой модели инженерного образования. Она должна быть ориентирована на подготовку специалистов, обладающих инновационным мышлением, способных сочетать исследовательскую, проектную, предпринимательскую деятельность. Но реализована эта модель может быть только при объединении усилий педагогической и научной общественности, органов власти и производственного сектора экономики. 

На круглом столе были разработаны рекомендации для высших учебных заведений, которые, по мнению собравшихся, должны активизировать работу среди выпускников школ, техникумов по пропаганде современных достижений в области инженерных наук; продолжить практику создания профильных инженерных классов в общеобразовательных школах; обеспечить поддержку научным школам, успешно осуществляющим исследования и подготовку кадров в области инженерных наук. 

Органам государственной власти рекомендовано увеличить финансирование на реализацию проектов, способных ликвидировать инженерный дефицит.

Наука и жизнь: в поисках идеологии и стержня

Когда-то в советские времена был такой журнал «Наука и жизнь». И рассказывал он о том, как научные открытия помогают

людям жить лучше, дольше и с комфортом. Потом как-то получилось, что наука - отдельно, а жизнь - отдельно. Над решением вечной проблемы сближения науки и жизни бился в рамках конгресса круглый стол номер 2 «Наука и инновационная деятельность» под руководством академика Павла Минакира.

В частности, Андрей Чипизубов, технический директор филиала ОАО «Компания «Сухой» КнААЗ,

вспомнил, что в СССР наука не являлась автономной, входя в ведомственные структуры: в Мин­авиапроме, например, действовала единая научно-производственная система, которая могла обеспечивать полный цикл - от фундаментальных исследований до серийного производства. Сейчас производство, вузы и наука в авиастроении, конечно, взаимодействуют по мере сил, но не очень скоординировано. В частности, потому, что формирование государственной политики в области авиации возложено на департамент Минпромторга РФ, а работающие там люди просто не в состоянии оценить потенциал той или иной разработки, что не дает решать отрасли стратегические задачи. 

- Необходимо возрождать централизованные структуры координации исследовательских наук, с долгосрочным планированием, нацеленным на перспективные разработки под конкретные запросы промышленности, - считает Андрей Глебович.

Интересный пример на тему взаимодействия (или его отсутствия?) государственных органов и науки в решении важнейшей задачи - повышения пропускной способности дальневосточных железных дорог - прозвучал в выступлении доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой ДВГУПС «Электроподвижной состав» Юрия Давыдова.

- Всем понятно, что на Дальнем Востоке необходимо развитие железнодорожной инфраструктуры, - сказал он. - Но каким путем? Известно, что предлагается строительство вторых путей БАМа, которое будет стоить триллионы рублей. Мы же работаем в другом направлении и предлагаем другой выход. Он не всеобъемлющий, но менее затратный. С одной стороны, он даст государству фору во времени, отсрочив необходимость серьезных капиталовложений, а с другой - удовлетворит потребности бизнеса в объемах перевозок.

Ученые ДВГУПС предлагают не ждать предполагаемой реконструкции БАМа, которая неизвестно когда начнется, а приступить к изменению технологии вождения по нему поездов. У нас используют усилия одного или нескольких локомотивов, которые тянут за собой состав. Средняя его длина сейчас - 71 вагон. Удлинить состав нельзя, поскольку нагрузки на сцепные устройства станут критическими. А в Австралии, Бразилии, США, Китае, ЮАР средняя длина поездов - 200 вагонов. Как им это удается? Дело в использовании схемы вождения поездов с распределенной тягой, когда несколько локомотивов распределены по всей длине состава. Это позволяет уменьшить нагрузку на сцепки и соответственно добавить к составу вагонов.

Конечно, при кажущейся простоте предложения есть, как говорится, нюанс. И не один. Для безопасности движения необходимы специальным образом оснащенные локомотивы (тем более, что бригаду иметь предполагается только на головном), комплексная система мониторинга, способная контролировать в режиме он-лайн массу параметров, удлинение приёмо-отправочных путей на станциях и многое другое. И все равно получается проще, быстрей и дешевле, чем начинать строить БАМ-2.

На вопрос, знают ли об этой разработке, которая может «малой кровью» решить проблему малой пропускной способности БАМа, в Минвостокразвития РФ, или это какой-то секретный проект, Юрий Анатольевич ответил - все работы ведутся по заказу РЖД, который подчиняется Минтрансу РФ, и предположил, что одно министерство с другим информацией поделилось… 

На тему разных форм взаимодействия государства с наукой, поддержки государством инновационной активности говорили почти все участники круглого стола. И почти все сошлись на том, что взаимодействие и поддержка в последние годы налаживается, но как-то фрагментарно. А нужна все-таки система, которой пока нет. И, конечно, деньги, которые простому инноватору по сути негде взять, кроме как у государства и аффилированных с ним корпораций.

- Я не сторонник возврата к полномасштабному госконтролю, но государственная политика должна в определенных вопросах быть - в том числе в вопросе, который мы обсуждаем, - сказал, подводя итоги круглого стола, директор Института экономических исследований ДВО РАН, академик РАН Павел Минакир. - Она должна быть стержнем, который дает направление движению. Выстраиванием стимулов для научной деятельности нужно заниматься на государственном уровне, это очевидно. Не получается заниматься этим у Минпромторга - значит, надо создать другой орган, который сможет этим заниматься. Очевидно, что отсутствие этого координирующего органа в масштабах государства блокирует многие усилия и в регионах. 

Кроме того, по словам Павла Александровича, в обязанности государства входит и «насаждение» определенной идеологии, цель которой - показать престижность и статусность инженерного дела и инноваций, их нужность для государства.

- С этой точки зрения наш конгресс, я считаю, очень важен, - отметил он.

Виктор Бирюков, Оксана Омельчук, Раиса Палей.