"Дальневосточная магистраль", №20 (8305), 14-21 июня 2013 г.
Министр транспорта РФ Максим Соколов в ходе визита в Хабаровск прояснил многие позиции по финансовой поддержке отрасли

7 июня по прибытии в столицу Дальневосточного федерального округа Максим Соколов провел встречу со студентами и профессорско-преподавательским составом ДВГУПСа. Затем министр транспорта отправился в Дом приемов правительства Хабаровского края, чтобы провести расширенное совещание по вопросам развития пригородных железнодорожных перевозок, региональных авиаперевозок и привлечения внебюджетных источников в развитие транспортной инфраструктуры ДФО.

В университете министра транспорта встречал не только полный зал, но и подключенные по видеосвязи студии Южно-Сахалинска, Свободного, Нерюнгри, Комсомольска-на-Амуре, Тынды и Уссурийска. Здесь Максим Соколов рассказал о современном положении дел в профильном образовании, ответил на вопросы студентов, а также вручил награды и благодарности.

На расширенном совещании вопросам субсидирования перевозок в пригородном сообщении было уделено большое внимание.

Как рассказал начальник Дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко, за последние годы в пассажирский комплекс дороги вложено более 9 млрд рублей:

– Только в пригородное сообщение вложения составили более 700 млн рублей. Были отремонтированы и построены новые пассажирские платформы, вокзалы, депо. Но при столь больших инвестициях мы получаем недофинансирование пригородных и пассажирских перевозок со стороны субъектов РФ.

В этом году только в границах Дальневосточной железной дороги убытки прогнозируются в объеме почти 720 млн рублей, а по всему ДФО – 924,8 млн рублей.

Сегодня в ОАО «РЖД» выработан алгоритм последовательности действий по работе с субъектами, не в полном объеме субсидирующими выпадающие доходы перевозчика. В частности, с Приморским краем и Амурской областью начинаются предсудебные разбирательства.

– До бесконечности повышать тарифы мы не можем, ведь тогда пассажир будет уходить с пригородного транспорта с еще большей интенсивностью. Железнодорожники сегодня ведут острую борьбу за пассажира с автотранспортными и авиационными предприятиями, – сказал Михаил Заиченко.

Начальник Дальневосточной дороги предложил поддержать инициативу ОАО «РЖД» по сохранению льготного 1-процентного тарифа на услуги по пользованию железнодорожной инфраструктурой при перевозке пассажиров в пригородном сообщении. Схема компенсации этого тарифа с 2014 года меняется. Сегодня она на 99 % выплачивается из федеральной казны. В следующем году ровно половина из 25 млрд рублей субсидий, предназначенных для поддержки пригорода, пойдет из региональных бюджетов.

– 12,5 млрд рублей поступит в качестве дотаций в бюджеты субъектов Федерации, которые будут формировать госзаказ и более четко рассчитывать тарифную политику, направления пригородного сообщения, – сказал Максим Соколов, – но предоставляться они будут только при наличии соответствующих соглашений с субъектами. Все субъекты ДФО ведут эту работу, в ЕАО соглашение уже подписано. Однако власти Амурской области заявили о невозможности подписания документа.

Выступивший на совещании министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Сергей Садовников пояснил, что затраты по аренде подвижного состава, которые предъявляются субъекту при обосновании затрат, «непрозрачны».

Однако Максим Соколов подчеркнул, что это похоже больше на отговорку, чем на обоснованную позицию:

– Опись документов, посланных регионам, занимает восемь листов. Другие губернаторы увидели ответы на вопросы и по аренде подвижного состава, и по другим статьям формирования затрат. Если вы увидели неразрешаемые в двусторонних консультациях с РЭК вопросы, заводите тарифное дело в арбитражном суде. Если упустите бюджетный процесс, который уже начался, 50 % средств, на которые сокращается прямое дотирование инфраструктурного тарифа, вам придется изыскивать из своего бюджета.

Илона Бербер