"Тихоокеанская звезда", 14 марта 2013 г.
{gallery slider=boxplus.transition animation=10000 width=180 height=120 alignment=left overlay=0}news/2013/3/14/03{/gallery}В краевом этапе конкурса молодых ученых и аспирантов секции «Общественные науки» первое место заняла аспирантка Дальневосточного университета путей сообщения, сотрудница Института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования Антонина Бердыган. Ее работа «Формирование профессиональной мотивации студентов» была признана жюри лучшей.
- Тема исследования возникла не сама по себе, - рассказывает Антонина. - Я работала психологом в техникуме железнодорожного транспорта, и наше руководство, как многих других учебных заведениях, беспокоило, что студенты не заканчивают учебу, «отсеиваются». Даже те, кто получил диплом, зачастую увольняются после одного-двух лет работы по специальности. Мне стало интересно, на каком этапе обучения теряется интерес к профессии.
В течение трех лет студенты проходили тренинги, направленные на формирование профессиональной мотивации, исходя из специфики будущей работы. Многие студенты думают, что их ждет быстрый карьерный рост, высокие зарплаты, и совсем не задумываются о том тяжелейшем труде, который им предстоит.
- Мы старались подготовить их к стрессовым ситуациям на работе: РЖД - организация специфическая, в ней жесткая дисциплина, необходимо соблюдать инструкции, нельзя ни на минуту опоздать. А напряженные взаимоотношения в коллективе, страх быть уволенным выматывают больше самого тяжелого физического труда. Мы ввели спецкурс психологии труда, инженерной психологии, причем ориентировались именно на ту работу, которую предстоит выполнять нашим подопечным - студентам-путейцам. Отсев во время учебы в экспериментальной группе оказался не таким большим, как в контрольной. Пока ребята только вышли на работу, еще не было возможности проследить, как наша мотивационная подготовка поможет им в реальной деятельности. Но сейчас я работаю в Институте переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования, с преподавателями техникумов, колледжей, училищ и адаптирую свою программу для других видов деятельности. Ведь проблема отсутствия интереса к профессии, а значит, и упорства, и желания чего-то последовательно добиваться - свойственна не только железнодорожной отрасли. Вот и из моего выпуска специалистов-психологов я одна работаю по профессии. А ведь за годы учебы можно налаживать профессиональные связи, продвигаться к своей цели, складывать кирпичики будущей карьерной лестницы... Но для многих это время оказывается потраченным впустую.
- А есть переломные этапы, когда больше всего студентов бросают учебу?
- Многие, только придя со школьной скамьи и столкнувшись со спецдисциплинами, понимают, что совсем не так представляли себе будущую профессию,- объясняет аспирантка. - Профориентация в школе проводится формально. На выбор будущей профессии влияют не интерес и личностные качества, а совершенно посторонние факторы: давление родителей (тем более на железной дороге, где работают целыми династиями), кто-то приходит случайно, за компанию или наслушавшись про высокие зарплаты. Конечно, очень многое зависит от изначального выбора учебного заведения, но ведь любое дело тем больше увлекает, чем дольше, вдумчивее им занимаешься, так что и во время учебы при правильном настрое можно пробудить интерес к вроде бы случайно выбранной профессии.
Когда студенты на третьем курсе выходят на практику, они уже чувствуют себя высококлассными специалистами и ждут, что им будут доверять ответственные задания, а их посылают с мелкими поручениями. Вот они и теряют интерес, не возвращаются на четвертый курс. Увы, воздействовать на мастеров, руководителей практики, очень сложно - ведь многие наши студенты едут на отдаленные участки ДВЖД. Но этот этап может и не быть переломным, если начинать работать над мотивацией с самого начала обучения.
Сейчас Антонина уже не работает в техникуме, она трудится в научно-практической лаборатории психологии профессиональной деятельности.
- Занимаюсь проектом «Управление образованием по ценностям», - рассказывает она. - Сейчас многие учебные заведения - «вещи в себе», в их программах нет общей, объединяющей системы ценностей, как это было, например, в Советском Союзе. Престиж рабочих профессий утерян. Молодые люди поголовно стремятся получить высшее образование - а потом с «дорогущим» по факту дипломом, а порой и не с одним, отправляются продавать сотовые телефоны. Квалифицированные рабочие нарасхват, да и получают они зачастую больше - но это не престижно, признаться бывшим одноклассникам, что учишься в ПТУ, - позор! Многие студенты железнодорожного техникума сразу после получения диплома идут доучиваться в ДВГУПС, хотя им приходится начинать с первого курса и никаких реальных преимуществ при трудоустройстве и карьерном продвижении до определенного этапа «вышка» не дает. От этого перекоса мы и хотим избавиться, вернуть уважение общества к людям рабочих профессий. А начинать нужно с преподавателей, которые готовят будущие кадры, с директоров, которые занимаются только хозяйственной частью и совсем не интересуются развитием своего колледжа или училища.
- Второй проект, над которым мы сейчас работаем, - краевой конкурс инновационных проектов «Наша новая профессиональная школа», - продолжает Антонина. - Его цель - научить проектной деятельности студентов и преподавателей ссузов. Наши конкурсанты будут присылать свои идеи, рационализаторские предложения, а мы будем работать с участниками, помогая создать законченный проект - от цели, которую преследуют разработчики, до плана реализации и финансового подкрепления. В жюри будут привлечены представители ведущих компаний тех отраслей, в которых трудятся участники (а охватить планируем самые различные сферы экономики - от авиастроения до сферы обслуживания). У студентов будет возможность взаимодействовать с работодателем, продавать свои разработки, и призовой фонд солидный - за первое место сто тысяч рублей. Для вузов подобные конкурсы не новость, а в профобразовании он проводится впервые.
Некоторые учебные заведения «заточены» под конкретного работодателя - например, авиастроительный техникум в Комсомольске. Руководство КнААЗ приобретает для обучения студентов дорогостоящее оборудование, которое на самом заводе появится только через несколько лет - логично, ведь нет смысла покупать аппараты, на которых никто не умеет работать. Железнодорожный техникум тоже трудоустраивает 100% выпускников. Но это скорее исключение, большинство техникумов и колледжей вообще не интересуются, где и как будут работать их выпускники. Эту ситуацию Антонина и ее команда надеются исправить.
- А чем вы занимаетесь в свободное от работы время?
- Как раз во время обучения в аспирантуре я выполнила норматив мастера спорта по дзюдо. Сейчас пришлось приостановить тренировки - много времени отнимает подготовка к защите. Но я мечтаю поскорее вернуться в спортзал. На татами я познакомилась и со своим молодым человеком - он тоже дзюдоист, участник Паралимпиады в Лондоне Виктор Руденко. Планируем свадьбу, осталось выкроить время в его графике, где-нибудь между чемпионатами России и Европы.
В апреле Антонина поедет защищать кандидатскую диссертацию в Москву - на Дальнем Востоке действие ученого совета приостановлено. Пожелаем ей удачи и спокойной, уверенной победы в научной борьбе!
Влада ЗАЛЕВСКАЯ.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.