Газета «Тихоокеанская звезда», №184 – 1 октября 2021 года.
К следующему Дню города по улице имени Павла Морозова в Хабаровске будет открыто полномасштабное движение автомобилей. Дорогу приведут в надлежащий вид и полностью благоустроят. Канализационный коллектор из-под нее уберут, и он перестанет быть источником аварийной опасности.
Пришла беда откуда не ждали
Не будем в очередной раз восстанавливать хронологию беды на участке от улицы Радищева до переулка Спортивного в Индустриальном районе краевого центра и перечислять возникавшие там «вдруг» ямы и провалы на дороге - об этом написано и рассказано много. Давайте лучше попытаемся найти ответы на извечные вопросы, кто виноват и что делать. Это будет куда конструктивнее и полезнее. А поскольку главные упреки и шишки летят сейчас в сторону МУП «Водоканал», то и разъяснить ситуацию попросим специалистов этого предприятия.
Для начала небольшая справка: канализационный коллектор по улице Павла Морозова был построен в 1973 году. Тогда над ним не было никакой дороги, она появилась, когда стали осваивать территорию под жилые кварталы. Было это в начале 90-х годов прошлого века. Береговую линию отсыпали, коллектор оказался на глубине 7,5 метра.
Его диаметр 1 500 мм, и сегодня он транспортирует сточные воды из Индустриального и части Железнодорожного районов. Результаты жизнедеятельности граждан появляются каждый день, и их необходимо утилизировать. Иначе запах, неудобства, антисанитария и прочие проблемы. Так что важность коллектора для города понятна и бесспорна. И он, в принципе, не подводил никогда, работал исправно, добросовестно выполняя свои функции. Но однажды
«Прогнулся, как человеческий позвоночник…»
Начальник цеха «Водоотведение» Андрей СТРЕЛЬНИКОВ:
- В рамках проведения работ по мониторингу всех городских сетей мы обратили внимание, что с весны начались изменения дорожного полотна по Пионерской. Сначала они выразились в небольших ямках и провалах. Раз у нас там проходит коллектор, мы спустились в него, осмотрели. Но внутри никаких изменений в его состоянии не заметили. Тем не менее составили графики внутренних и наружных осмотров и все равно стали наблюдать коллектор очень плотно.
До августа никаких изменений не происходило. А с конца августа картина у дороги в районе улицы Радищева начала резко меняться. И когда в очередной раз мы туда спустили робота, то по результатам его данных увидели, что трубопровод стал расходиться. Подобные повреждения свойственны тогда, когда из-под трубы происходит вымывание основания, на котором он лежит, и труба начинает проседать. Для обследования мы привлекали различные специализированные организации, обратились к науке.
Нам стал помогать Дальневосточный университет путей сообщения. Были заказаны дополнительные исследования грунта и почв у геодезистов, по итогам которых они сделали заключение, что в данном месте проходят палеорусла Амура. То есть в простом режиме реки они никак себя не проявляют, а когда Амур начинает подниматься, мало того, что он растекается по всем дачным и приусадебным участкам, так еще заполняет и все старые свои отводики и каналы - древние русла.
И, когда эта вода начинает просачиваться под землей, она вымывает все, что находится вокруг. А там как раз проходит наш коллектор. И когда подмыло основание, на котором он лежал, коллектор стал просто проседать вместе с дорогой. То есть он не разрушился из-за своего физического износа, не сломался под какими-то там нагрузками или усилиями - он просто просел! Как человеческий позвоночник, когда мы нагибаемся.
В 2013 году подобный провал был в районе «Паруса». Мы предварительно и предполагаем, что есть три таких старых русла реки: там, где магазин «Железяка», жилкомплекс «Парус» и улица Радищева.
И вот теперь наш коллектор находится в таком зигзагообразном положении, его серьезно повредила вся эта вода. Плюс нагрузка из-за огромного потока транспорта, в том числе большегрузов. Поэтому принято решение: коллектор однозначно менять.
Рекомендации от науки
Доктор технических наук, профессор ДВГУПС Сергей КУДРЯВЦЕВ:
- Специалисты рассматривают два варианта решения проблемы. Первый - на развязке улиц Радищева и Павла Морозова сделать шпунтирование и заменить часть трубы. Второй - построить дублер коллектора методом микротоннелирования: специальным щитом создать микротоннель от переулка Бассейного до улицы Радищева и дальше до переулка Инского. Только сделать это уже под тротуаром, а не под дорогой.
Университетские кафедры «Мосты, тоннели и подземные сооружения» и «Гидравлика и водоснабжение» дали рекомендации, на что обратить внимание при возможном строительстве, как своевременно и безопасно откачивать стоки, какие нужны насосы и какой мощности, чтобы не произошло экологической катастрофы. Важно и ограждение, чтобы люди могли безопасно находиться в траншее и выполнять работу на восьмиметровой глубине.
Меры принимаются
Сейчас дорогу частично перекрыли, выполнено ограждение из бетонных блоков и обеспечено освещение места проведения аварийно-восстановительных работ в районе улицы П. Л. Морозова, 113. Сделан объезд вдоль ЖК «Парус», на аварийный участок не пускают тяжелые машины, его постоянно мониторят, изучают состояние грунта на ближайших глубинах и постоянно подсыпают щебнем образовавшиеся трещины и провалы.
Из высокопрочных материалов смонтирован временный трубопровод по перекачке стоков в границах улицы Радищева и переулка Бассейного. Старый коллектор будут тампонировать и выводить из эксплуатации.
Кроме того, на нем будут точечно проводиться восстановительные работы, чтобы добраться до трубопровода в районе Радищева, где повышенный уровень воды пока не дает вести даже раскопки. Также продолжаются работы по очистке коллектора от огромного количество грунта.
Устанавливается шпунтовое ограждение откосов траншеи, канализационные стоки идут через обводную напорную линию. При этом дорожное полотно постоянно поддерживается в пригодном для проезда состоянии - остановки движения по Павла Морозова власти города постараются не допустить. Дорога будет открыта так, как сегодня. Останется двухполосное движение в центр, сохранится и двухполосное движение в Южный микрорайон, только через «Парус». Упор сделан на безопасность жизни людей.
Заглянем в будущее
По словам Андрея Стрельникова, технология бестраншейной прокладки труб, а конкретно вариант микротоннелирования, на Дальнем Востоке не развита. Специалисты «Водоканала» в теории его представляли, но применять не доводилось. Даже нужного оборудования здесь нет. «Ближайшие» пользователи - Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Сочи… Поэтому командировали своих работников в Ростов-на-Дону, чтобы посмотрели, как это реально работает.
- Технология маленького тоннеля такова - в забое идет управляемый щит, вырабатывая грунт, а следом в «нору» протаскивается труба, - рассказывает Андрей Юрьевич. - Движение щита можно подкорректировать.
Компания, которая согласилась провести у нас в городе микротоннелирование, имеет огромный опыт. Провели переговоры, сейчас они выполняют проектирование, чтобы как можно быстрее сюда приехать. Мы их ожидаем к ноябрю. Как только приезжают - сразу начинаются работы. Зима хороша тем, что уровень Амура понизится, и его воздействие уже будет не так сильно. Технология эта предусматривает даже работу с промерзшим грунтом, поэтому зима не будет тормозом. И траншей копать не надо - максимум три-четыре точечных котлована, из которых будет выполняться вся работа. А вся основная трасса пройдет без раскопок, под землей.
Конечно, быстро «по щелчку» сделать все не удастся, раз мы замахнулись на замену аж 500 метров трубопровода. Коллектор мы будем специально убирать с проезжей части дороги, чтобы не было больше там и динамического воздействия. Трасса примерно намечена метрах в десяти от дороги, в газоне.
По срокам они обещают выполнить до 1 апреля, но я думаю, что с запасом это до мая. Чтобы полностью и благоустройство сделать, и дорогу открыть.
Сейчас выполняются работы по установке шпунтового ограждения, которое делается для того, чтобы укрепить кромку дороги, и для того, чтобы сделать возможным производство основных работ.
Стоки не влияют на протоку
Представьте себе трубу, в которую может, чуть пригнувшись, войти невысокий человек. По ней круглые сутки шел поток сточных вод. Но случившийся обвал коллектора нарушил устоявшийся порядок. В работу многих служб МУП «Водоканал» пришлось вносить изменения. Коснулось это и экологической службы предприятия.
- Для МУП «Водоканал» всегда были приоритетами экологическая безопасность города и минимизация негативного воздействия на водный объект (при невозможности альтернативного решения, связанного с аварийными работами и, конечно, с согласованием властных структур). Рассматривались разные варианты, чтобы исключить отведение хозяйственно-бытовых стоков в водный объект, - говорит руководитель подразделения Ольга ШАТАЛОВА. - Сделали и переключение, сделали и обводной трубопровод, но все это не решало ситуацию на сто процентов. Временный трубопровод, конечно, не может принять весь объем хозяйственно-бытовых стоков, которые проходили через коллектор в районе ул. Павла Морозова - ул. Радищева. И если бы дальше аварийный выпуск сточных вод в Амурскую протоку был исключен, пошел бы их излив на рельеф, началось бы подтопление ближайших территорий, попадание в подъезды и подвалы жилых домов. Сточным водам было бы некуда выйти, они накапливались бы в колодцах, а, переполнив их, изливались на поверхность. Их нужно было куда-то деть.
Для устранения экологически неблагоприятной санитарной ситуации была принята такая вынужденная мера, как частичный выпуск хозяйственно-бытовых канализационных стоков. Объем их, в принципе, незначительный.
Мы оповестили об этой ситуации все надзорные и административные органы и начали ежедневный мониторинг. На катере работники лаборатории сточной воды предприятия вместе с экологической службой выходят на водный объект в месте поступления неочищенных сточных вод и производят отбор проб.
Чтобы посмотреть, оказывает ли этот сброс негативное влияние на водный объект, мы ежедневно берем пробы выше места сброса по течению реки и ниже места сброса по течению реки. То есть смотрим на фоновые концентрации воды в Амурской протоке. И за все это время фоновые значения не были нарушены ни разу.
Амурская протока дальше впадает в реку Амур. Городской водозабор вынесен в основное русло реки, где влияние на водный источник не выявлено. Там у нас имеются контрольные точки, уже в реке Амур, еще ниже по течению от места сброса.
Отбор проб производится в этих контрольных точках - 500 м выше точки поступления сбросов и 500 м ниже. По этим же точкам нас контролируют и органы Росприроднадзора. Мы видим, что даже на протоку Амурскую в этих контрольных точках ниже по течению уже нет влияния на фоновые значения водного объекта. Все, как было наверху, то же самое осталось и внизу. Сейчас вообще нет никакого влияния на экологию. Все-таки это хозяйственно-бытовые стоки. Не нефтехимические, не промышленные. Они не содержат тяжелых металлов или вредных химических примесей. «Наши» стоки, можно сказать, приближены к природе.
Сбросы проводятся в незначительном количестве сейчас периодически. Они будут пока продолжаться, поэтому, чтобы владеть ситуацией, мы ведем ежедневный жесткий контроль, - подчеркнула Ольга Казимировна.
Пользоваться водой можно без опаски
«Водоканал» усилил меры очистки и строгое соблюдение технологии обеззараживания питьевой воды на городских водозаборах. Проводится лабораторный контроль ее качества, и данные проб воды ежесуточно предоставляются в КЧС города.
Инженер-технолог Алексей КОВАЛЕВСКИЙ:
- На время ремонтно-восстановительных работ на канализационном коллекторе, согласно предписания Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, мы ужесточили программу производственного лабораторного контроля качества исходной воды и воды на выходе в сеть от Головных очистных сооружений водопровода, очистных сооружений для горячего водоснабжения по микробиологическим, химическим и органолептическим показателям.
По результатам проводимых исследований влияния сбросов неочищенных сточных вод на водозабор не обнаружено. Показатели качества воды сопоставимы с показателями до аварийного сброса сточных вод. Качество очищенной воды перед ее подачей в водопроводную сеть города соответствует питьевому нормативу.
Также по предписанию Роспотребнадзора предприятие обеспечивает поддержание остаточного связанного хлора в воде на выходе в водопроводную сеть от ГОСВ и ОСГВ на уровне не менее 1,2 мг/л, фактические показатели находятся в интервале от 1,2 до 1,3 мг/л. Действующим нормативом СанПиН остаточный связанный хлор в питьевой воде нормируется в пределах 0,8-1,2 мг/л.
Кроме того, обеззараживание питьевой воды на ГОСВ дополнительно предусмотрено ультрафиолетовым облучением. Поэтому можно пользоваться водой без опаски.
Мария Дерило