Реальный железнодорожник

Газета «Гудок» (г. Москва), №174 – 14 сентября 2021 года.
Рационализаторские предложения Расима Гаджибекова оперативно внедряются в производство
Расим Гаджибеков – главный инженер Курского железнодорожного узла и рационализатор. Занимая активную жизненную позицию, он реализовывает свои предложения по различным проектам бережливого производства.

На железной дороге Расим Гаджибеков работает с 2008 года. Он начал свой трудовой путь с дежурного по станции на Дальневосточной дороге в Тындинском центре организации работы железнодорожных станций. В 2015 году работал заместителем начальника отдела безопасности и охраны труда Центра организации работы железнодорожных станций, был руководителем среднего звена. В сентябре того же года заступил на должность начальника станции 2-го класса Льгов-Киевский и в 2018 году перевёлся на должность главного инженера станции Курск. 

Успешный профессиональный и карьерный рост – пример того, как можно совмещать стремление углублять свои знания в узких вопросах, приобретать дополнительные навыки для совершенствования бережливого производства и решать управленческие задачи в работе с коллективом. 

«Я всегда находил и нахожу время и возможности для обучения, самообучения. Считаю, инвестирование в образование – это актив, который обязательно принесёт свои плоды», – подчёркивает Расим Гаджибеков. 

Тяга к железной дороге у Расима Гаджибекова передалась, можно сказать, по наследству. Он родился на Дальнем Востоке в семье железнодорожников. На сегодня общий семейный трудовой стаж составляет 60 лет: на железной дороге работали бабушка – в дистанции пути, отец Сабир Карибович – в путевой машинной станции на Дальнем Востоке и мама Светлана Акифовна – в дистанции пути. 

Уже в 13 лет Расим познакомился с деятельностью железной дороги благодаря своему отцу, который брал его на работу. 

После окончания школы с серебряной медалью он поступил в железнодорожный институт – ДВГУПС (бывш. ХабИИЖТ, ДВГАПС) на факультет «Институт управления, автоматизации и телекоммуникации», который с отличием окончил в 2008 году по специальности «Станции, узлы и ТГКР». 

«Для меня образование – это не только знания, полученные в стенах школы, университета. Это жизненный опыт, умение логически рассуждать и аналитически рассчитывать свои действия», – говорит Расим. 

Очень хорошо, когда на работе встречаются наставники с большой буквы. 
«Мне посчастливилось в начале своего трудового пути познакомиться и работать с замечательным человеком – Татьяной Юрьевной Блищагой. На тот момент она была ревизором по безопасности движения. Именно она воспитывала в нас реальных железнодорожников, давала профессиональные и жизненные советы, поддерживала инициативу в рационализаторских предложениях, – вспоминает Расим Гаджибеков. – Она очень грамотный, опытный и мудрый человек, сейчас на пенсии. Она меня поставила на путь истинный. В 2013 году Татьяна Юрьевна была признана лучшим ревизором движения по сети «Российских железных дорог». 

Расим Гаджибеков совершенствует и свои управленческие качества. Так, в 2019 году он получил второе дополнительное образование высшего учебного заведения по специальности «экономика и управление на предприятии», обучение в Корпоративном университете РЖД по теме «Инновационная среда». 
«Это позволило мне в 2019 году зарегистрировать шесть, в 2020 году – четыре, а в 2021 году – два рационализаторских предложения и встать в кадровый резерв на руководителя более высшего звена», – добавляет Расим. 

Так, были открыты для движения станционные пути № 58 и 59. Их расконсервация позволила увеличить перерабатывающую пропускную способность станции Курск, тем самым появилась возможность принимать и выставлять готовые поезда на восточный участок. 

Также был изготовлен и введён в работу скребок. В зимний период в желобах башмакосбрасывателей образуется наледь. Поскольку не было специализированного инструмента, приходилось вычищать подручными средствами, например лопатой. Ширина желоба всего 44 мм, поэтому металлический скребок свободно вычищает наледь. 

Переработали инструкцию по работе немеханизированной горки малой мощности, что позволило увеличить её перерабатывающую способность. Ранее на расформирование одного состава уходил 1 час, сейчас время сократилось до 40 минут. 

Помимо этого увеличили подаваемую группу вагонов с 10 до 14 на путь необщего пользования Орловской механизированной дистанции погрузочно-разгузочных работ. При этом сократили время простоя местного вагона на станции и ускорили процесс выгрузки в полтора раза. 

На станции Ноздрачёво изменили технологию развоза местного груза, привлекая бригады эксплуатационного локомотивного депо Курск-Сортировочный. Раньше развозом местного груза на станции Ноздрачёво занимались локомотив и составительская бригада станции Курск. «То есть мы жертвовали работой станции Курск для того, чтобы отвезти вагоны под выгрузку на станцию Ноздрачёво, – рассказывает Расим. – Это занимало в среднем за сутки 3–4 часа. А когда возрос объём работы на станции Курск, мы решили изменить технологию. Стали привлекать вывозные локомотивы и бригады эксплуатационного локомотивного депо Курск-Сортировочный». «Наш локомотив остаётся на станции Курск, составительская бригада занимается работой станции и горкой, а локомотив вывозной и бригада депо развозят груз, то есть мы работаем без ущерба для станции Курск», – объясняет Расим. 

Как говорит Расим Гаджибеков, бережливое производство – это не только планомерное внедрение системы 5С на производстве, но и рационализаторская деятельность. 

На финальной стадии находится проект «Увеличение скорости движения по пути № 5 пассажирского парка до 40 км/ч». «В июле мы запустили межфункциональный проект совместно с локомотивным депо, который нам согласовала дирекция. Предложили изменить специализацию парка № 5 на приёмо-отправочный. То есть теперь можно принимать и отправлять поезда с данного пути. Раньше скорость движения по нему была 15 км/ч. До конца сентября проект будет внедрён, и тогда скорость увеличится до 40 км/ч. Это позволит нам, минуя грузовой парк, пропускать транзитные поезда на проход по пассажирскому парку. А в грузовом парке не нужно будет держать отдельно свободный путь», – делится главный инженер. 

В настоящее время Расим Гаджибеков не только предлагает пути совершенствования производства, но и считает, что процесс на результат успешно идёт в команде единомышленников при поддержке руководства и опытных железнодорожников. 

Как главный инженер станции, он постоянно обсуждает вопросы взаимодействия в своём коллективе, что даёт возможность каждому человеку его команды проявить себя. «Наш коллектив – 103 человека. И для меня климат в коллективе очень важен, который я поддерживаю личным общением с каждым работником на равных». 

Расим Гаджибеков – разносторонняя личность, поэтому, признаётся, ему тесно в рамках одной профессии. «Я всегда увлекался и принимал участие в разных сферах деятельности. Это социальная и общественная жизнь моих коллег в компании ОАО «РЖД» и жителей города», – говорит он. Так, в прошлом году он удостоился Благодарности генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова за значительный вклад в развитие волонтёрского движения и активное участие в реализации программ помощи ветеранам железнодорожного транспорта в период пандемии. 
«Я так воспитан и с удовольствием помогаю людям, будь то в рабочем коллективе или друзьям, близким, и, конечно, считаю важным не забывать ветеранов железнодорожного транспорта», – улыбается Расим. 

Надежда Кожухова