Газета «Гудок» (г. Москва), №171 – 21 сентября 2021 года.
Отраслевые колледжи и техникумы подводят предварительные итоги приёмной кампании – 2021
Министерство просвещения РФ на прошлой неделе подвело предварительные итоги приёма в учреждения среднего профобразования: на первый курс зачислено порядка 1 млн 200 тыс. девятиклассников и одиннадцатиклассников, что соответствует уровню прошлого года.
Активнее всего абитуриенты подавали заявления на технические и IT-специальности. В отраслевых колледжах и техникумах отмечают интерес поступающих и к железнодорожным направлениям подготовки. О результатах кампании «Гудку» рассказал президент Ассоциации колледжей и техникумов транспорта, директор Московского колледжа транспорта Российского университета транспорта (МИИТ) Николай Разинкин.
– Николай Егорович, чем, на ваш взгляд, объясняется стабильно высокий спрос на среднее профессиональное образование (СПО)?
– Среднее профессиональное образование в настоящее время востребовано, и причин тому несколько. Во-первых, не все хотят сдавать ЕГЭ, поэтому после 9-го класса выбирают колледжи и техникумы. После завершения обучения наши выпускники зачастую поступают в университеты, но уже по результатам внутренних вступительных испытаний. Во-вторых, многие ребята хотят как можно быстрее получить специальность и начать работать и зарабатывать.
Очень часто в отраслевые колледжи и техникумы поступают выпускники Детских железных дорог и дети родителей-железнодорожников – они с детства погружены в железнодорожную сферу и мечтают связать с ней профессиональную жизнь.
Абитуриентов привлекает современная материально-техническая база наших учебных заведений. ОАО «РЖД» поставляет в колледжи и техникумы актуальные тренажёры, оснащает лаборатории. Например, в разных регионах страны компания уже оснастила 56 учебных лабораторий тренажёрами «Поездной участковый диспетчер, дежурный по железнодорожной станции» и 26 лабораторий тренажёрами «Дежурный по сортировочной горке». Они предназначены для качественной подготовки специалистов по профессиям «поездной диспетчер», «дежурный по станции», «дежурный по сортировочной горке» и «оператор по управлению устройствами сортировочной горки».
Ещё одно наше преимущество – активное участие в движении WorldSkills. Студенты отраслевых колледжей и техникумов показывают хорошие результаты на чемпионатах профмастерства, мы проводим аттестацию обучающихся в формате демонстрационного экзамена. Таким образом, обучение ведётся в соответствии с мировыми стандартами качества.
– Расскажите об итогах приёмной кампании – 2021 в отраслевых учреждениях СПО. Удалось ли выполнить план приёма?
– В настоящее время приём заявлений от абитуриентов в некоторых железнодорожных колледжах и техникумах ещё продолжается – заочников будут зачислять до 1 октября. Но уже сейчас можно сказать, что план приёма будет выполнен. Так, на семинаре руководителей учреждений СПО, организованном Росжелдором 13–15 сентября в Санкт-Петербурге, было озвучено, что все выделенные места на очную форму обучения в отраслевых колледжах и техникумах заполнены. Показатели приёма держатся на уровне прошлого года. Например, в колледжи Российского университета транспорта (Московский колледж транспорта, колледжи Академии водного транспорта и Института международных транспортных коммуникаций, Медицинский колледж и Правовой колледж Юридического института) в этом году на бюджетной основе принято 460 человек, платно – 1357.
Филиалы Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, реализующие программы СПО, предложили абитуриентам около 1700 бюджетных мест и более 900 коммерческих. И все они также заполнены. Подразделения и филиалы СПО Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС) выделили в этом году по 830 бюджетных и внебюджетных мест. План приёма там выполнен.
Аналогичная ситуация наблюдается и в других отраслевых образовательных организациях.
– Как вы оцениваете уровень подготовки абитуриентов в этом году?
– Из года в год средний балл аттестата абитуриентов отраслевых техникумов и колледжей стабильно высокий. Например, в Московском колледже транспорта РУТ (МИИТ) – от 4 и выше. Ребята приходят достаточно подготовленными. Они ориентированы на получение конкретной специальности и последующую работу в отрасли.
– Какие специальности оказались самыми востребованными?
– Традиционно популярностью пользуются железнодорожные направления подготовки – «организация перевозок и управление на транспорте (по видам)», «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы; вагоны)», «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)» и другие.
С прошлого года мы отмечаем большой спрос на IT-специальности. Думаю, это отголоски пандемии – ребята видят, что в настоящее время многие профессионалы работают удалённо, а на рынке труда востребованы специалисты по цифровой трансформации бизнеса.
В этом году в учебных заведениях открылись и новые программы обучения, к которым абитуриенты также проявили интерес. Так, например, в Красноярском техникуме железнодорожного транспорта (филиал Иркутского государственного университета путей сообщения) появилась специальность «монтаж и эксплуатация линий электропередачи» – по ней готовят сетевиков-высоковольтников. В Московском колледже транспорта РУТ (МИИТ) можно поступить на специальность «информационные системы и программирование» (входит в список 50 наиболее востребованных на рынке труда профессий, составленный Минтрудом).
– Есть ли общие проблемы, с которыми столкнулись отраслевые колледжи и техникумы в эту приёмную кампанию?
– Основная проблема касается подготовки целевиков. Напомню, с 2013 года в соответствии с ФЗ «Об образовании» приём на обучение по программам среднего профобразования проводится на общедоступной основе, без выделения целевых мест. После зачисления студентов работодатель отбирает для себя подходящих кандидатов и предлагает им заключить договор о целевом обучении (это происходит ежегодно не позднее 30 сентября). Однако не все соглашаются на это предложение – бюджетники не видят смысла в целевом обучении, ведь они и так уже поступили. К тому же они не хотят после окончания обучения покидать родной город и отправляться работать на отдалённые линейные участки. Таким образом, отсутствие возможности набирать студентов по целевому приёму мешает укомплектовывать линию квалифицированными кадрами. Несмотря на то что и образовательные учреждения, и компания поднимали этот вопрос на различных уровнях, он так и остаётся без решения.
– В Минпросвещения сообщили, что со следующего учебного года появится новый уровень среднего профессионального образования – профессионалитет. Коснётся ли нововведение отраслевых колледжей и техникумов?
– В эксперименте примут участие два отраслевых учебных заведения – Московский колледж транспорта РУТ (МИИТ) и Байкало-Амурский институт железнодорожного транспорта (филиал ДВГУПСа). Предполагаем, что профессионалитет будет открыт для специальности «автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)». Срок обучения планируем сократить на полгода – до 3 лет и 4 месяцев. Этого удастся достигнуть за счёт перевода на самостоятельную подготовку ряда общепрофессиональных дисциплин. Планируем тесно взаимодействовать с работодателем – для этого, возможно, будет создана так называемая «управляющая компания», в состав которой войдут в том числе представители ОАО «РЖД». Компания будет участвовать в образовательном процессе, организовывать практику студентам.
Беседовала Юлия Антич