Газета «Красная звезда» (г. Москва) №95 – 13 августа 2021 года.
В посёлке Верхнезейске глава военного ведомства принял участие в торжественной церемонии закладки памятного камня, символизирующего начало работ военных железнодорожников на участке БАМа от Улака до Февральска протяжённостью 340 километров.

Там же он провёл совещание о ходе реконструкции Восточного участка БАМа, а также встречу со студентами Дальневосточного государственного университета путей сообщения, которые проходят подготовку по военно-учётным специальностям Железнодорожных войск. В ходе встречи министр рассказал о побудительных мотивах решения возглавить список «Единой России» на предстоящих в сентябре выборах, о различных аспектах комплектования студенческих стройотрядов, а также о ситуации в Афганистане, ответил и на многие другие вопросы.

У Байкало-Амурской магистрали, которая в XX веке была проложена по труднодоступным районам Восточной Сибири и Дальнего Востока и стала вторым (наряду с Транссибом) магистральным железнодорожным выходом России к Тихому океану, богатая событиями и непростая история. Достаточно сказать, что проект постройки железной дороги через северную оконечность Байкала к Тихому океану обсуждался ещё в 1888 году в Русском техническом обществе. Через год экспедиция полковника Генерального штаба Н.А. Волошинова и инженера Л.И. Прохасько преодолела тысячекилометровое расстояние от Усть-Кута до реки Муи как раз по тем местам, где сейчас пролегает трасса БАМа. Исследователи тогда пришли к однозначному выводу: проложить железную дорогу по этому направлению невозможно даже чисто технически.
Советский Союз брался за реализацию этого проекта несколько раз. Начавшееся было в 1932 году строительство остановила Великая Отечественная война. В послевоенное время оно возобновилось, затем снова было приостановлено… И только в 1974 году БАМ стал Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и в 1984 году железная дорога была наконец-то построена. Однако последний её объект – самый длинный в России Северомуйский тоннель (свыше 15 км), строительство которого началось в мае 1977 года, был сдан в постоянную эксплуатацию только в декабре 2003-го.

Сейчас Байкало-Амурская магистраль, как известно, соединяет Тайшет и Советскую Гавань, общая протяжённость магистрали – 4,3 тысячи километров. И поскольку она, как и Транссибирская магистраль, работает на пределе пропускной способности, было принято решение о реконструкции БАМа. При этом один из важнейших её участков Президент России – Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами РФ Владимир Путин поручил реконструировать военным железнодорожникам. И вот вчера старт работам на этом участке дал министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу, прибывший с рабочей поездкой в Восточный военный округ для инспекции хода работ на Байкало-Амурской магистрали. На железнодорожной станции Верхнезейск в Амурской области он принял участие в торжественной церемонии закладки символического камня по столь знаменательному случаю.

«Сегодня мы заложили камень, символизирующий начало реконструкции восточной ветки Байкало-Амурской магистрали, – сказал министр обороны. – Это участок протяжённостью 340 км от Улака до Февральска. Значение данного отрезка БАМа для экономики страны огромно».
Глава военного ведомства отметил, что на текущий момент потенциал существующего железнодорожного пути исчерпан в связи с высокой загруженностью. Крайне необходима и важна его реконструкция.

«К концу 2024 года, после введения дороги в эксплуатацию, транспортные возможности Восточной Сибири будут увеличены, пропускная способность магистрали и объём транзитных перево­зок возрастут. Кроме того, Россия сможет расширить выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона», – обозначил конечную цель начатых работ генерал армии Сергей Шойгу.

Для реализации столь масштабного проекта у Минобороны есть все необходимые ресурсы. Глава военного ведомства подчеркнул, что к настоящему времени для проживания и обеспечения труда военных железнодорожников на протяжении всего участка оперативно возведены современные городки.

«Помимо этого, к строительству привлечена необходимая автомобильная, инженерная и специальная техника. Качественно проведённые подготовительные работы позволили нам своевременно приступить к исполнению решения Президента Российской Федерации по увеличению пропускной способности БАМа», – подчеркнул министр.

Он выразил уверенность, что Железнодорожные войска, без активного участия которых не обходится ни один сложный проект строительства железных дорог, достойно справятся с поставленными задачами.
При этом Сергей Кужугетович отметил, что у каждого человека его поколения есть определённые ассоциации, связанные со «стройкой века», как называли в 70–80-е годы прошлого века Байкало-Амурскую магистраль.
«Для меня это в первую очередь сотни тысяч наших соотечественников, которые воплощали в жизнь самый масштабный и дорогостоящий инфраструктурный проект в истории Союза Советских Социалистических Республик. Кто-то ехал сюда «за туманом и за запахом тайги», кого-то больше привлекали высокие заработки. Однако и те и другие работали в тяжелейших условиях вечной мерзлоты на необжитой территории. Сейчас в этом смысле мало что изменилось – здесь всё такой же суровый климат и километры непроходимой тайги», – сказал генерал армии Сергей Шойгу. Так что его предложение учредить медаль «За развитие БАМа» имеет под собой очевидное основание. Строить БАМ и сегодня могут только сильные духом, волевые, способные справиться с любыми трудностями профессионалы. И их помощники в лице студентов, которым участие в реализации крупнейшего инфраструктурного проекта страны принесёт большую пользу в плане личностного роста и профессионального становления.

«Отдельно хотел бы отметить, что к реконструкции северо-восточной хорды БАМа активно подключились студенческие строительные отряды, – сказал генерал армии Сергей Шойгу на церемонии закладки памятного камня. – Подобная практика не нова. В советское время её прошли десятки тысяч студентов, многие из которых впоследствии стали крупными хозяйственниками и политиками. Не исключение и глава нашего государства, а также многие другие известные руководители».
По словам министра, здесь, в спайке с лучшими представителями Железнодорожных войск, студенты военных учебных центров проходят стажировку. «Помимо навыков работы в команде, они получают уникальный опыт реализации крупнейшего инфраструктурного проекта страны», – отметил глава военного ведомства.

Напомнив, что в 2024 году исполняется 50 лет началу строительства БАМа, он сказал, что уже сейчас необходимо продумать план подготовки и проведения юбилейных мероприятий, создать для этого оргкомитет.
На совещании, которое в этот же день провёл министр в Верхнезейске, речь шла о том, что необходимо оперативно предпринять для безусловного выполнения принятых планов.

«Важность проекта обусловлена острой необходимостью увеличить пропускную способность БАМа для повышения экономического потенциала страны», – сказал генерал армии Сергей Шойгу на совещании, ещё раз напомнив присутствовавшим, что Минобороны принимает участие в реконструкции восточной ветки БАМа по поручению Президента России Владимира Путина.

«Переброску сил и развёртывание завершили, приступили к работам по основному предназначению», – констатировал министр.

К реконструкции северо-восточной хорды БАМа активно подключились студенческие строительные отряды

Отметив, что уже создана достаточная группировка сил и средств и что на пяти объектах из 19 развёрнуты полномасштабные работы, генерал армии Сергей Шойгу предложил собравшимся в ходе совещания обсудить проблемные вопросы и наметить планы на ближайшую перспективу. Он сказал, что хотел бы услышать, в частности, что необходимо сделать дополнительно, чтобы сроки были выполнимы, а темпы работ не снижались ни в какой сезон, и потребовал от выступающих конкретики по каждой позиции строительства.

О текущем состоянии дел по реконструкции участка БАМа министру обороны доложил начальник Главного управления Железнодорожных войск генерал-лейтенант Олег Косенков. «Планы выполняются, отставаний нет», – констатировал он.

В этот же день генерал армии Сергей Шойгу встретился со студентами Дальневосточного государственного университета путей сообщения, обучающимися по военно-учётным специальностям ЖДВ. В ходе встречи он ответил на различные вопросы, не только связанные с работой студенческих стройотрядов.

К примеру, молодёжь интересовалась мотивами решения министра обороны возглавить список «Единой России» на предстоящих в сентябре выборах. Отвечая на этот вопрос, генерал армии Сергей Шойгу рассказал студентам о трудной политической и экономической ситуации в России в девяностые годы. «Дай Бог, чтобы такое больше не повторилось. Для этого живём и работаем», – сказал он, пояснив, что занимался аналогичной партийной работой в девяностых, когда страна находилась в тяжелейшей ситуации – доверие к власти падало, экономика стагнировала. «Кампания была тяжёлой, за 60 дней пришлось побывать в 59 субъектах Российской Федерации», – сказал министр обороны.

Отметив, что страна с той поры поменялась кардинально, он подчеркнул, что благодарен за доверие возглавить партийные списки на нынешнем этапе государственного строительства. В то же время генерал армии Сергей Шойгу подчеркнул отличие нынешней ситуации в сравнении с девяностыми годами. «По этой части стало сложнее: много сделано, но кратно выросла ответственность. Помимо того, что мы хотим сделать, мы отвечаем и за то, что уже сделано», – отметил министр.

Речь на встрече со студентами Дальневосточного государственного университета путей сообщения, обучающимися по военно-учётным специальностям Железнодорожных войск, зашла и об организации в вузах подготовки к работе в стройотрядах. В разговоре, кстати говоря, принимали участие и представители студенческих стройотрядов. Министр обороны обещал подумать над тем, чтобы давать российским вузам задания на рабочие специальности, которые востребованы, в частности при реконструкции Байкало-Амурской магистрали. «Наверное, что-то подправим, – сказал он. – Возможно, целесо­образно при вузах каждый учебный год открывать курсы с учётом интересов работодателей», – сказал он. При этом министр подчеркнул, что важно не заорганизовать процесс, «а то, увлёкшись, про работу забудем». «В конце концов, если человек хочет освоить профессию, он её освоит», – подчеркнул генерал армии Сергей Шойгу.

Он также сказал, что по-хорошему завидует нынешним строителям БАМа, с ностальгией вспоминая свою молодость и те крупные, важные для страны проекты, которые довелось реализовывать.

«Впереди у вас много интересного – что следует знать, чему можно научиться. Не упустите этот момент», – посоветовал министр обороны студентам, отметив, что в своё время освоил массу строительных профессий, которые очень пригодились в жизни.

Он также сообщил, что к концу октября этого года будет определено количество стройотрядовцев, необходимых при реконструкции Байкало-Амурской магистрали. «Обязательно сообщим, сколько людей и каких специальностей надо», – пообещал генерал армии Сергей Шойгу.

Говоря о стратегической роли БАМа в экономике, обороноспособности страны, он подчеркнул, что каждое поколение должно оставить добрый след в истории страны. «Надеюсь, вам тоже повезёт, и вы оставите такой свой след», – сказал глава военного ведомства.

Министру был задан вопрос и о том, может ли студент из стройотряда на БАМе заработать существенно больше средней оплаты труда в РФ. «Может, конечно, почему нет? – ответил генерал армии Сергей Шойгу. – Должны студенты иметь такую возможность – заработать больше, чем, скажем, подрабатывая на каникулах».

«Мы в своё время ехали на стройки подзаработать, а романтика была «по пути». Умение играть на гитаре и красиво петь песни не избавляли тебя от необходимости работать по 16 часов в сутки, получая за это соответствующее вознаграждение», – так высказался о мотивах работы в стройотрядах и оплате этого труда в советское время министр обороны.
По его словам, можно подумать и о том, чтобы допустить строй­отряды к конкурсам и тендерам на выполнение тех или иных работ, в частности на долевом участии.

Отвечая на вопрос о возможных планах продолжить свою книгу «Про вчера», Сергей Кужугетович заявил, что пока об этом не думает, так что планов сейчас таких нет. Он сказал, что написал книгу, в том числе и для того, чтобы молодёжь поняла: очень важно каждодневно заниматься своим делом так, чтобы оно доставляло радость тебе и приносило пользу стране.

«При общении с молодёжью обратил внимание, что некоторые из вас смотрят на меня, как будто я вчера родился, а сегодня стал министром. Как будто и не было в моей жизни института, студенческих лет, семи городов, когда, сдав объекты, приходилось перебазироваться с одной стройки на другую», – прояснил вехи своей богатой событиями и делами биографии генерал армии Сергей Шойгу. Когда начинаешь рассказывать об этом, продолжил он, молодые люди начинают в том числе понимать, что и в советскую эпоху «люди жили, и жили неплохо».

«У нас была нормальная жизнь. Мы спешили жить, что делаем и сейчас», – сказал генерал армии Сергей Шойгу.

На встрече выяснилось, что студентов волнуют не только их собственные перспективы, работа стройотрядов и события в России, но и обстановка за рубежом. В частности, в Афганистане с учётом обострившейся там ситуации из-за поспешного вывода американских войск из этой страны.
Ситуация в Афганистане сегодня намного сложнее, чем она была после вывода из страны контингента советских войск, заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу.

Комментируя фотоснимок 30-летней давности, найденный одним из участников встречи в интернете, где Шойгу стоит в окружении, как выразился интервьюер, «каких-то талибов», министр пояснил, что движения «Талибан» (запрещено в РФ) тогда ещё не было. «Этот снимок сделан в Кабуле. На нём рядом со мной – моджахеды. Мы ещё не ушли, а они уже пришли», – прокомментировал Шойгу фото на планшете.