Газета «Тихоокеанская звезда», №44-45 – 11-12 марта 2021 года.
В 2021-2022 учебном году в Хабаровском крае будут принимать абитуриентов 29 профессиональных образовательных организаций и 8 отделений СПО в вузах по программам среднего профессионального образования, а также 14 вузов по программам высшего образования. Причем правила приема изменились в пользу выпускников наших школ.
Считаем бюджетные места
Как и в предыдущие три года, контрольные цифры приема в краевые профессиональные образовательные учреждения (ПОУ) по программам СПО составляют более 8 тысяч человек. На 2021 год выделено 8260 бюджетных мест, из них в учреждениях подведомственных минобрнауки края - 7595. На реализацию программ высшего образования выделено 5,6 тысячи бюджетных мест, что на 8% больше, чем годом ранее.
-С 1 сентября запланировано увеличить подготовку по направлениям «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» в целом на 105 человек, в том числе открыть подготовку по трем новым рабочим профессиям и специальностям СПО,- рассказывает заместитель министра образования и науки Елена Шадуя.- На машиниста крана, например, можно будет выучиться в Комсомольском-на-Амуре судомеханическом колледже. Профессию контролера банка можно получить в Комсомольском-на-Амуре строительном колледже.
Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум откроет такое направление, как «Тепловые электрические станции».
Кроме того, для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов начнется подготовка в районе им. Лазо на базе Хорского агропромышленного техникума по профессии «Повар», а также по профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ» на базе Хабаровского промышленно-экономического техникума.
Топ профессий
-Открытие новых образовательных программ определяется региональной потребностью в кадрах,- отмечает Елена Шадуя.- К числу новых профилей подготовки, по которым будет организован прием в 2021/2022 учебном году, относятся: «Сетевая культура и социальные коммуникации» в Хабаровском государственном институте культуры, а также «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура, уровень магистратуры) и спорт (теория и методика спорта высших достижений)» в ДВГАФК.
Также ХГУЭП начнет подготовку по направлениям «Туризм (профиль экскурсионное дело)», «Судебная и прокурорская деятельность», специализация судебная деятельность.
Ждут первых абитуриентов в ДВГУПС по направлениям «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Документоведение и архивоведение».
Ряд новых направлений откроется в ТОГУ, в частности там можно будет освоить «Физику квантовых многочастичных систем», направление «Цифровой инжиниринг», стать учителем начального образования (профиль «Сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»), специалистом в области логистики и технологии перевозок на автомобильном транспорте, социально-культурного сервиса и туризма.
Новые правила и льготы
Важное изменение этого года - документы о приеме на обучение по программам бакалавриата или специалитета можно, как и ранее, подать одновременно не более чем в пять организаций высшего образования. Однако количество специальностей и направлений подготовки, по которым поступающий вправе одновременно участвовать в конкурсе, вуз устанавливает самостоятельно. Оно не должно превышать 10, а не 3, как в прошлые годы
Особые права при приеме на обучение квалифицируются на прием без вступительных испытаний, прием в пределах особой квоты и преимущественное право зачисления.
Стать студентом без вступительных испытаний вправе победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионы и призеры Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, мира, Европы, победители первенств мира и Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, по специальностям и направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.
Право на прием на обучение в пределах особой квоты имеют дети-инвалиды, инвалидыI иII групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа.
Отдельным категориям поступающих предоставляется преимущественное право зачисления, т.е. приоритетность при равенстве суммы конкурсных баллов и равенстве баллов по предметам.
При приеме на обучение вузы могут начислять баллы за индивидуальные достижения - такие как наличие золотого знака ГТО, при наличии аттестата о среднем общем образовании с отличием, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой или серебряной медалью.
Также баллы зачисляются за диплом о среднем профессиональном образовании с отличием, за осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности, за участие в олимпиадах и иных интеллектуальных, творческих конкурсах, физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности.
Еще учитывается оценка, выставленная организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации, или наличие у поступающих статуса победителя чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Важно отметить, что максимум за индивидуальные достижения может быть начислено 10 баллов.
Ждут техникумы и колледжи
Прием на обучение по программам СПО бесплатно и без экзаменов, достаточно принести документ об образовании.
-Вступительные испытания проводятся для определения необходимых творческих способностей, физических, психологических качеств только при поступлении на профессии и специальности, такие, как «Музыкальное искусство», «Изобразительное и прикладные виды искусств», «Техносферная безопасность и природообустройство», «Здравоохранение и медицинские науки», «Педагогика дополнительного образования»,- отмечает Елена Шадуя.
И лишь в случае, когда количество заявлений больше, чем установлено бюджетных мест, будет учитываться средний балл документа об образовании (на который влияет результат ЕГЭ).
Кроме того, при равном количестве баллов дополнительным баллом учитываются документы, подтверждающие результаты индивидуальных достижений поступающего или договоры о целевом обучении.
Кстати, у молодых людей сейчас есть возможности стать профи еще будучи студентами - участвуя в престижных чемпионатах движения молодых профессионалов «Ворлдскиллс» и «Абилимпикс».
Мария ИВАНОВА.
Диана Гавриленко:
-Мне удобнее готовиться к экзаменам самой, тем более это дешевле. Помимо уроков в школе, я купила онлайн-курсы и по ним занимаюсь. Это удобнее, можно готовиться в любое время, опять же существенная экономия средств.
Хочу стать тренером по боксу. У меня с детства любовь к спорту. Сначала я занималась спортивной гимнастикой, но из-за учебы, нехватки времени пришлось бросить. Но потом с учебой стало получше, и стала заниматься смешанными единоборствами. И вот уже три года я там. В этом нахожу себя, и для меня отдельный мир.
Очень хотелось бы, чтобы мой будущий муж также был связан со спортом, и мы откроем свой спортивный клуб.
ЕГЭ первое время очень пугал неизвестностью. Но сейчас не особо боюсь, потому что понимаю, что у меня есть четкий план подготовки, уже знаю, что ожидает дальше.
Есть, конечно, сомнения и страхи: вдруг приду на экзамен, и мне попадется тема, которую я не видела. Но в целом отношусь к ЕГЭ спокойно. Не стоит тратить на это нервы.
Кристина Шилова:
-Я считаю, что у меня уже есть достаточная база знаний, и как таковой усиленной подготовки не нужно. Готовиться ведь я начала еще в начале 10 класса, зная, какие предметы буду сдавать. Поэтому на уроках уделяю много внимания каким-то мелочам. И дома более внимательно могу изучить тему.
А чтобы ходить к репетиторам, дополнительно заниматься - такого нет. Могу посмотреть видеоуроки по тем темам, которые мне белее интересны.
Я хочу связать свою будущую профессию с экономикой, возможно, стану экономистом или менеджером. Потому что коммерция приносит деньги, а я хочу зарабатывать! И знаю, что с моими мозгами я это смогу.
Планирую поступать в наш Дальневосточный филиал РАНХиГС: хорошее расположение, высокий уровень подготовки, отличный старт для будущей карьеры.
Анастасия Гильрот:
-Я занимаюсь подготовкой к ЕГЭ как с репетитором, так и самостоятельно. В свободное время решаю различные варианты в Интернете и повторяю материал.
В будущем я хочу стать врачом. Поступать собираюсь в хабаровский медуниверситет, но еще буду подавать документы в несколько вузов.
Мы как-то разговаривали с мамой, и она предложила мне стать врачом, пойти по ее стопам. Это интересная профессия, я с детства с мамой часто хожу по больницам, и мне это очень импонирует.
Я хочу стать хорошим врачом и, конечно, зарабатывать много денег. В свободное время путешествовать. И для меня важно будет всё время повышать свою квалификацию, учиться, развиваться, чтобы стать отличным специалистом.
Я боюсь ЕГЭ очень сильно. Потому что первый экзамен у нас - химия, и он очень тяжелый. В прошлом году усложнили его, и многие плохо сдавали. Я боюсь не поступить на бюджет, набрать меньше 85 баллов.
Поэтому мой девиз такой: «Главное - учиться, учиться и еще раз учиться». Все свободное время нужно повторять и заучивать материал. Дополнительно много читать, чтобы больше вникнуть в тему.
Игорь Мишин:
-Я сдаю английский язык, потому что вижу в этом мое призвание в жизни, а еще буду делать ставки на русский и обществознание. У меня есть цель - попасть именно в ПИ ТОГУ, желательно на переводчика или на международные отношения. У меня эта цель стояла, наверное, с самого начала моего осознанного возраста. Всегда связывал свою жизнь с языками, даже играл в видео-игры с иностранцами, и это помогало учить язык.
В идеале, если помечтать, я себя вижу хорошим переводчиком, узконаправленным, но самым лучшим в своем деле. Правда, это потребует очень много усилий. Я для себя выбрал английский и сейчас изучаю еще финский.
В английском можно разработать свою методику, что делает каждый переводчик, как ему легче запоминать - через систему образов, например. Обществознание требует усидчивости, без конца отвечать на вопросы вариантов и читать книги: разные теории от разных авторов, желательно наших, отечественных.
Я бы не сказал, что ЕГЭ - это что-то страшное. Это просто часть жизни, через которую мы все должны пройти.