Газета «Дальневосточная магистраль», №12 – 27 января 2021 года.
На кафедре «Транспорт железных дорог» ДВГУПСа в числе ведущих тем для исследования по-прежнему остаётся комплекс вопросов, связанных с взаимодействием колеса и рельса. В вузе разработаны научно-технические и технологические инновационные проекты, направленные на сокращение обточек колёс локомотивов, внедрение которых могло бы изменить ситуацию в непростом вопросе «колесо-рельс». Но пока эти разработки остаются без должного внимания.
– Статистика износа гребней колёс тягового подвижного состава на протяжении многих лет негативная. На мой взгляд, подход к решению комплексной проблемы «колесо-рельс» пока односторонний, – отмечает профессор кафедры, эксперт научно-исследовательского института – Республиканского исследовательского научно-консультационного центра экспертизы Ярослав Новачук. – Сейчас вопрос решается нанесением смазки на гребни колёс и боковые грани головок рельсов в кривых участках колеи. Для этого используются сотни прицепных вагонов и тысячи дополнительных локомотивов. Однако количество обточек колёсных пар (на ТО-4) только из-за износа гребней превышает 65%.
Одна из основных причин такого положения, по мнению Ярослава Новачука, проектирование отечественных локомотивов по «приближенным методикам» и ссылки на отсутствие аналитического метода определения угловой скорости взаимодействия колёс с рельсами.
– Сегодня есть немало диссертаций, содержащих статистику и парад способов лубрикации гребней колёс и рельсов. А вот теории взаимодействия колёс с рельсами и положительной тенденции повышения их ресурса – нет, – говорит учёный. – Нашей кафедрой в инициативном порядке была разработана математическая имитационная модель взаимодействия с поверхностями головки рельса условных точек кругов сечения профиля колеса. При этом мы готовы не просто предложить эту модель, но и адаптировать её для каждого типа локомотивов, а также консультировать предприятия в ходе внедрения предложения в технологический процесс.
По словам Ярослава Новачука, адаптация практической геометрии, математики и механики к движению условной точки круга позволяет учёным констатировать, что в железнодорожное колесо природой заложен закон его движения, который находится в одном ряду с теорией баллистики летательных аппаратов и другими законами механики. В свою очередь, адаптированная теория движения колеса позволяет исследователям, производителям и эксплуатационникам подвижного состава в будущем вносить обоснованные поправки в методологию совершенствования конструкторских решений оборудования.
Татьяна Щербаченко