Газета «Гудок» (г. Москва), №227 – 4 декабря 2020 года.
Молодые новаторы предложили варианты решения проблемы «слепых» зон у электровоза.
В Хабаровске в офисе Региональной инновационной площадки состоялся финал конкурса молодёжных команд «КУБ». Интеллектуальное соревнование проходило по двум направлениям: «Инжиниринг» и «IT-Фабрика». В этом году в конкурсе впервые принимала участие Дальневосточная дирекция тяги, выступившая в качестве кейсодателя и ментора для команд.
Тема, которую в дирекции определили для кейса по направлению «Инжиниринг», – «Контроль «слепых» зон электровоза 3ЭС5К «Ермак». Лучший вариант решения этой задачи предложила сборная «Око», в состав которой вошли студенты и аспиранты Дальневосточного государственного университета путей сообщения и рабочая молодёжь Дальневосточной магистрали. Ментором команды-победителя стал заместитель начальника технического отдела Дальневосточной дирекции тяги Павел Бабушкин. За результативную работу с участниками во время конкурса он награждён дипломом Почтения и Благодарности.
Для Павла это первый опыт наставничества и участия в соревновании инновационных команд. До этого он пробовал свои силы в конкурсах «Новое звено», «Лидеры перемен», «Команда 2030». Но всегда, как говорит Павел, выступал индивидуально и отвечал только за себя.
– В этом году мне впервые предложили стать дипломным руководителем в ДВГУПСе. Наряду с этим решил попробовать себя в качестве наставника на краевом конкурсе молодых специалистов «КУБ», – говорит Павел Бабушкин.
– Изначально для работы с нашим кейсом были заявлены четыре команды, но участники одной из них поняли, что для них это пока сложная задача, и отказались от борьбы. С тремя остальными работал достаточно плотно – объяснял не только суть заявленной проблемы, но и пытался донести до ребят, что мы хотим получить в итоге.
Конкурс длился два месяца и всё это время ментор команд находился с ними в постоянном контакте. Для более точного понимания задачи Павел Бабушкин для каждой из них организовал экскурсии в локомотивные депо Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.
– Команды были непрофильные. В их состав входили студенты КнАГТУ и ДВГУПСа, молодые железнодорожники, но работа и учёба всех участников не была связана с локомотивами, – продолжает Павел Бабушкин. – В депо ребята знакомились и со спецификой работы предприятия в целом, и непосредственно с локомотивами. Важно было учесть, чтобы каждая сборная побывала в депо отдельно от соперников, потому что участники одной команды задавали такие вопросы, которые оппоненты могли бы взять на вооружение.
Суть проблемы «слепых» зон заключается в том, что сегодня машинист, приводя в движение локомотив, не может видеть, что происходит в непосредственной близости под колёсами. А прежде чем приступить к движению, машинист должен на 100% быть уверенным в безопасности своего манёвра.
– Мы вышли с одной проблемой, а некоторые команды не просто модернизовали оборудование для исключения «слепых» зон, но и расширили его возможности, – отмечает наставник. – Ребята предложили научить камеры наблюдения «техническому зрению», чтобы локомотив распознавал предметы, препятствия, расстояния от них, положение стрелок и сигналов.
Благодаря правильному подходу к работе победители конкурса учли все критерии оценки проектов – возможность внедрения, глубину проработки решения, наличие прототипа, конкурентоспособность, план затрат на выпуск продукта, срок окупаемости и другие важные условия.
Конкурс завершился, но работа над проектом будет продолжена. Павел Бабушкин вместе с командой планирует обратиться в центральный аппарат дирекции тяги, предложить сформированные решения и попросить дать проекту оценку.
Татьяна Щербаченко