Газета «Дальневосточная магистраль», №156 – 25 сентября 2020 года.
Новоизбранный председатель Дорпрофжел о времени испытаний, профессиональных устремлениях, задачах минимум и максимум
Интервью с Александром Наговициным началось вполне в духе дней. Звонок руководства Дальневосточной дирекции здравоохранения. «На днях еду с начальником дороги в комиссионный осмотр Хабаровского региона, нужно сдать тест на коронавирус. Иначе сегодня нельзя, – пояснил председатель Дорпрофжел. Кажется, само время определило ход нашего разговора.
– Александр Геннадьевич, вы заступили на капитанский мостик Дорпрофжел в разгар пандемии. Как профсоюз отработал в сложное время?
– Для профсоюза прошедший период был вдвойне сложным. Начиная с марта стартовала отчётно-выборная кампания, был разработан и утверждён график проведения отчётно-выборных собраний, конференций во всех «первичках» в границах дороги. Но, к сожалению, не всем планам суждено было сбыться. Нам пришлось незамедлительно адаптироваться к новым реалиям, ведь сроки полномочий профсоюзных органов всех уровней истекали. При поддержке специалистов аппарата РОСПРОФЖЕЛ мы смогли организовать проведение собраний, конференций с использованием современных технологий в условиях действующих ограничений. Профсоюзным активом успешно освоены площадки для проведения видеоконференций, профсоюзных проектов «Профсоюз для женщин», «Профсоюз в эру цифровых технологий», «Школа молодого профсоюзного лидера», участия в профсоюзной первомайской перекличке ФНПР, онлайн-шествии, посвящённом Дню Победы. Со страниц «Дальневосточной магистрали» выражаю самые искренние слова благодарности руководителям функциональных филиалов ОАО «РЖД», дочерних зависимых обществ, структурных подразделений, работающих в границах Дальневосточной железной дороги, благодаря действиям которых реализовывались все необходимые меры, направленные на сохранение жизни и здоровья железнодорожников на протяжении всего времени.
Профсоюзом в свою очередь проводилась разъяснительная работа о необходимости соблюдения всех мер предосторожности. С начала пандемии и сегодня работники дороги обеспечены необходимыми средствами защиты с запасом. Штаб под руководством начальника дороги в этом направлении отработал на должном уровне. При этом ослаблять внимание ни в коем случае нельзя. Не хотелось бы второй волны заболеваемости.
– Пандемия ударила в марте, в пик подготовки к празднованию 75-летия Победы. Поздравить, поддержать победителей было необходимо. Но и рисковать их здоровьем было нельзя. Какие были найдены решения?
– Мы очень серьёзно готовились к этому событию. Было запланировано много «живых» мероприятий. К сожалению, пришлось перестраивать формат. Очень помогли молодёжный совет, волонтёры, профактивы предприятий и филиалов. Привели в порядок памятники и мемориалы. Накануне 9 Мая провели патриотический проект «Напиши письмо ветерану». Письма и рисунки, подготовленные детьми железнодорожников, передавали вместе с цветами, подарками и праздничными открытками ветеранам в День Победы.
Первичные профсоюзные организации провели акции «Пионеры-пенсионеры», «Лавка вопросов и ответов», «Кулич Победы».
Посетили всех ветеранов и тружеников тыла с соблюдением всех мер предосторожности, вручили им подарки.
Огромная благодарность всем, кто занимался этой работой. Сделали большое и очень важное дело.
– Не менее сложно было, наверняка, провести в период ограничений летнюю детскую оздоровительную кампанию?
– Конечно, ничто не сравнится с живым общением детей в летних оздоровительных лагерях. Но здоровьем рисковать нельзя, поэтому был организован онлайн-лагерь «Страна железных дорог». В течение двух смен на виртуальных площадках побывали около 500 детей. Мы закупили игры, канцелярские товары, материалы для творчества – всё для комфортного участия ребят в работе смены. Крайне важно было сделать всё это интересно, занимательно. Ведь дети и так целыми днями у компьютера. По отзывам – получилось.
– Александр Геннадьевич, зенитом профсоюзного года неизменно считается конференция по рассмотрению выполнения условий коллективного договора. На этом меро¬приятии, как нигде, видны и узкие места и болевые точки. Какие вопросы требуют оперативного решения?
– Внимания требует многое. Я могу сказать, что за последние пять лет в вопросах повышения культуры производства, улучшения условий труда дорога продвинулась вперёд. Конечно, в первую очередь это благодаря позиции начальника дороги. Николай Васильевич большое внимание уделяет созданию достойных условий труда и отдыха работников дороги. Наша задача – поменять психологию работников в вопросах содержания и бережливого отношения к тому, что сделано для них. Сегодня приятно зайти в большинство домов отдыха локомотивных бригад. Практически все посты ЭЦ оборудованы санузлами. На дорогу поступают новые, комфортные табельные и пункты обогрева модульного типа, модули сопровождения для путейцев.
Конечно, проблем, над которыми необходимо работать, достаточно: это как и чем мы доставляем людей к месту выполнения работ, наличие качественного инструмента, средств малой механизации и другие.
В этом году решён вопрос по оздоровлению сахалинцев в местных здравницах. Будем добиваться, чтобы и работники других регионов Дальневосточной железной дороги смогли поправлять здоровье в той же Шмаковке или Кульдуре.
Сегодня руководством компании наша дорога определена полигоном опережающего развития. Созданы восемь проектных групп, формируется программа. Через РОСПРОФЖЕЛ мы дали свои предложения, есть надежда, что их включат в программу. В их числе вопрос компенсации пролёта к месту проведения отдыха взамен железнодорожного билета.
– Острота проблемы оттока населения из зоны БАМа не спадает, а в свете задачи развития зоны Северного широтного хода только растёт. Как профсоюз видит решение этой задачи?
– Почему люди уезжают? Не потому что зарплата плохая. Условия жизни не устраивают. Инфраструктуры нет. Нет полноценного медицинского обслуживания. Нормального уровня образования. Вот эти моменты перевешивают. Молодёжь уезжает учиться, и далеко не все возвращаются. Я считаю, что действия ни руководства дороги, ни профсоюза не смогут кардинально исправить ситуацию. Необходим системный подход к развитию региона со стороны государства. Компания не сможет строить дома культуры и спортзалы, больницы. Есть неплохая программа развития территории к 50-летию БАМа, но она всё-таки локальная.
– Как вы оцениваете работу общественных инспекторов?
– Общественным контролем в сфере обеспечения безопасности движения поездов мы занимаемся с 2015 года. На всех предприятиях, завязанных на оперативную работу, есть инспекторы. Сегодня их 439 человек. За пять лет наработан определённый опыт. Разработана масса нормативных документов, регламентов взаимодействия, система обучения, хорошая система мотивации.
Первоначально были проблемы по качественному составу. Кто-то пожелал, но не рассчитал свои силы. Кому-то не хватило знаний, опыта. Сегодня, даже с учётом постоянного обновления, коллектив работоспособный. Я считаю, что общественный инспектор должен быть помощником своему руководителю в вопросах безопасности. И по опыту могу сказать, что общественный инспектор хорошо работает на том предприятии, на котором руководитель в этом заинтересован.
– Сила профсоюза в его кадрах. «Школа молодого профсоюзного лидера» оправдывает надежды, даёт приток новой крови
– РОСПРОФЖЕЛ уделяет молодёжи огромное внимание. Работа приносит свои плоды: в составе избранных профсоюзных органов 30% составляют работники в возрасте до 35 лет. Ощущается их потребность, тяга к общественной деятельности. Они оказывают нам неоценимую помощь. Участвуют во всех мероприятиях. Вовлечены в волонтёрскую деятельность. В ДВГУПСе – одна из лучших отраслевых студенческих организаций. Уверен, в резерве у нас хорошая смена.
– Традиционный фестиваль «Спорт поколений» в этом сезоне не удалось провести. Что-то планируете на осень и зиму?
– Планов было много: фестиваль, баскетбольный турнир, лыжная гонка. Остаётся надежда, что сможем провести соревнования по бильярду, которые пользуются неизменным вниманием. В октябре проведём велопробег, посвящённый 75-летию Победы, очень много желающих принять участие. Это практически первое «живое» мероприятие. Будем надеяться, что ничто не помешает.
– Александр Геннадьевич, вы – профсоюзный лидер со стажем, 5 лет отработали на посту первого заместителя председателя, но начинающий председатель Дорожной территориальной организации профсоюза. Нет желания что-то радикально поменять, обновить?
– Не думаю, что нужны какие-то революционные шаги. Считаю, мы очень хорошо работали в тандеме с Виталием Ильичём Бабием. Я считаю его своим наставником. Он авторитет, каких поискать, дал мне и профсоюзу очень многое.
Что главное? Чтобы работник ощущал поддержку, чтобы знал, что на Дальневосточной железной дороге работать престижно, имел хорошие условия труда. Что важно? Чтобы труд достойно оплачивался. Если это будет, не будет оттока. Не будет оттока – коллектив будет более опытным, сплочённым. А отсюда вытекают более высокое качество работы и отличные производственные показатели. Тут ничего сложного нет. Нужно понимать цели, определять тактику и сообща работать с администрацией по всем вопросам. По охране труда, по безопасности, по профсоюзному членству. У нас достаточно опытные руководители профсоюзных организаций, грамотные специалисты в технической, правовой инспекциях, специалисты в вопросах социальной и социально-экономической защиты, пользующиеся уважением не только среди руководства и профсоюзного актива на Дальневосточной железной дороге, но и на уровне РОСПРОФЖЕЛ. С таким коллективом можно и нужно добиваться высоких целей.
Беседовал Дмитрий Корбан