Газета «Амурская Правда» (г. Благовещенск), №10 – 10 сентября 2020 года.
Построить мост в суровых усло­виях зоны вечной мерзлоты под силу не каждому предприятию. Однако в Амурской области такие специалисты трудятся уже скоро почти полвека. «Нам любой мост под силу», — говорит генеральный директор ООО «Мостоотряд-43» Петр Майстренко. Вся история предприятия неразрывно связана со строительством Байкало-Амур­ской магистрали и городом Тындой. Поздравляя с юбилеем лю­бимый город, мостовики верят: впереди и у Тынды, и у строителей большое будущее.

Мост в подарок городу

Когда рождался БАМ, мостови­ки, сооружая мосты и путепрово­ды, одновременно построили жи­лой поселок для своих работников: пять капитальных девятиэтажных домов, а также стоматологическую поликлинику, школу, детский сад для жителей города, здание треста «Мостострой-10», завод по выпуску железобетонных изделий. Благода­ря вкладу мостостроителей, сегод­ня Тында — современный благо­устроенный город.

Сегодня мы строим только мосты. Как-то пытались сосчи­тать точное количество объектов, которые возвели, но оказалось до­статочно сложно, — признается руководитель Петр Майстренко. — Наше предприятие образовалось 17 февраля 1972 года. За его большую историю в жиз­ни нашей страны были разные пе­риоды, некоторые архивные данные были утеряны. Од­нако можно сказать точно — построены сотни мостов протяженностью в десятки километров.

Основное поле деятельности предприятия — Амурская область, также построены, отремонтирова­ны и сданы в эксплуатацию мосты и путепроводы в Якутии и Хабаров­ском крае. Есть что строить — и это главное, говорят на предприятии. В прошлом году мостовики сдали крупный объект — железнодорожный мост через реку Кованту в рамках программы выполнения комплекса работ по реконструк­ции объектов железнодорожной инфраструктуры Восточного по­лигона ОАО «РЖД» (БАМ-2) на участке Хани — Тында. Его про­тяженность — 500 метров, но этот мост отличает высота—30 метров. Первый путь существующего мо­ста был реконструирован, смон­тированы пролетные строения на втором пути.

Для мостовика протяжен­ность — не характеристика, важна схема. Схема моста через Кован­ту — 8 х 55, то есть 8 пролетных строений по 55 метров. В общей сложности было смонтировано 16 пролетных строений суммарным весом 3 200 тонн, пролетные строе­ния —металлические, — поясняет руководитель предприятия.

Символично, что в юбилейный для города год мостовики сдают первую очередь важного объекта мост через реку Тынду. В сле­дующем году его должны сдать полностью.

— Именно на строительстве этого моста через реку Тынду и обра­зовался много лет назад мостоотряд. 47 лет эксплуа­тации без капи­тального ремонта говорит о высо­ком качестве про­изводства работ. Сегодня идет его реконструкция, — рассказывает Петр Владимирович. — Это автодорожный, или, как его еще можно назвать, городской мост. Проект масштабный! По­мимо того, что старый мост мы капитально отремонтируем, па­раллельно старому построим еще один — то есть в итоге город по­лучит новый, четырехполосный мост с увеличенной в два раза пропускной способностью. Строится он по современной технологии со строгим соблюдением всех норм. Сейчас все прогрессивные проек­ты мостовых сооружений берут за основу металл. То есть и несущие конструкции, и проезжая часть выполнены из металла с асфаль­тобетонным покрытием. Именно таким и будет мост через реку Тынду. В нашем регионе сооружение такого типа наше предприятие возводит впервые.

Кадры решаю все

На строительстве мостовых сооруже­ний используются самые разнообраз­ные механизмы это и тяжелая крановая техни­ка, и мощные бу­ровые установки, большая и малая механизация, и длинномерный, тяжеловесный автотранспорт. Автопарк предпри­ятия перевалил за сто единиц.

За полвека существования пред­приятие сформировало огромную производственную базу, и самое ценное в нем — люди. Предпри­ятие славится своими трудовыми династиями, их на предприятии 23, старшему работнику—74 года, младшему — 22. Ведь для того чтобы построить даже небольшой мост, нужно минимум 30 человек, поиск которых — задача не про­стая. Решение кадрового вопроса затруднено по многим причинам, признаются на одном из старей­ших предприятий Дальнего Восто­ка. Главная из них — нет учебных заведений по обучению рабочим профессиям, необходимым для строительства мостов.

— В наших усло­виях климата — в зоне вечной мерз­лоты и резко от­рицательных тем­ператур — строить гораздо сложнее. Здесь, конечно, нам на руку играет опыт и очень важ­      ны специалисты. В Амурской области кадров не хватает. И мы ищем пути решения этой проблемы — сами, за средства предприятия, обучаем ин­женерные кадры. Основное для нас учебное учреждение — это Даль­невосточный государственный университет путей сообщения. На нашем предприятии трудятся люди со всего Дальнего Востока и даже из Сибири. Могу сказать, что сейчас уже назрела необходимость создания учебного центра для под­готовки мостовиков на базе круп­ного предприятия, — отмечает Петр Майстренко.

Несмотря на все трудности, се­годня у мостовиков есть уверен­ность в завтрашнем дне.

—    Сейчас в стране реализуется несколько национальных проек­тов, и одним из них может стать строительство мостов. Мы готовы к этому и надеемся, что мосто­строению будет уделена ведущая роль и мы без работы не останем­ся, — это самое главное. Отрадно, что Дальний Восток развивается —  мы видим новые программы для региона, чувствуем движение вперед, — говорит руководитель предприятия.