Газета «Дальневосточная магистраль», № 130 – 19 августа 2020 года.
Как навык переходит в профессионализм, или что чувствует новичок, управляя поездом
Первая самостоятельная поездка для машиниста Дальневосточной дирекции моторвагонного подвижного состава Вячеслава Плахотного прошла довольно необычно. Мало того, что за правым крылом находишься без поддержки опытного наставника, так ещё и журналисты своим присутствием добавили стресса.
Раннее утро обещало жаркий день, поэтому дачники, увешанные рюкзаками и вёдрами, рыбаки со снастями спешат на электричку, следующую из Владивостока в Уссурийск. Расположившись удобно в вагоне, они, наконец-то, могут расслабиться за разговорами или вздремнуть под мерный стук колёс.
А в это время в кабине разворачивается своё «действо». Локомотивная бригада напряжённо следит за дорогой. Волнение ребята стараются не показывать. Всё-таки работа у них требует стрессоустойчивости, а значит, любой выход из зоны комфорта воспринимается с максимальной выдержкой. Машинист Вячеслав Плахотный ведёт поезд самостоятельно впервые.
– Для депо это стандартная ситуация и вполне будничная поездка, которой предшествует большая подготовительная работа новичков. А лично для меня – важное событие, наконец-то исполнилась мечта детства. Но эти эмоции я буду переживать потом. Сейчас хоть и чувствую подъём, ответственность за людей концентрирует все чувства, направляя их на одну цель – безопасность движения, – рассказывает Вячеслав Плахотный. – Я пять лет после окончания ДВГУПСа работал помощником машиниста. У меня был очень опытный наставник – машинист Антон Александрович Дрёмин. Первый совет, который он мне дал: «Никогда не надо спешить, паниковать. Важно вырабатывать в себе внимательность, включённость в процесс», и я ему всегда следую.
Тут же слова молодого машиниста подтверждает жизнь. Станция Океанская – лидер по печальной статистике, здесь часто происходят наезды. Вот и на этот раз пассажиры, пока поезд стоит на остановке, спрыгивают с платформы и, словно по Бродвею, неспешно идут по путям. Пронзительный сигнал набирающей скорость электрички особенно ничего не меняет.
– Они бессмертные, что ли? – вырывается у нас.
– Хорошо, если по соседнему пути идут. А если по твоему, да ещё и спиной, в наушниках, трагедии не избежать, – с сожалением замечает помощник машиниста Виталий Стуков. – Особенно летом, в разгар пляжного сезона, тянет людей, словно магнитом, на железную дорогу.
Поэтому и приходится локомотивной бригаде постоянно доказывать свой профессионализм без скидки на молодость.
– Человек меняется в правом кресле кабины. Даже тренажёр, имитирующий реальность, – хорошая тренировка не только для мастерства, но и психологической подготовки, – говорит машинист-инструктор локомотивных бригад Борис Влахно. – У нас в техклассе, например, стоит тренажёр, который ещё в советское время собрали своими руками машинисты. Сняли оборудование со списанной электрички, подключили к пульту. На нём и я, будучи молодым, отрабатывал все нестандартные ситуации: задавалась поломка, и ты должен был её найти, починить, уложившись в определённое время. И я считаю, что этот путь в становлении молодого машиниста – самый верный. Ведь люди руками учатся понимать машину. Поэтому среди машинистов, как правило, нет случайных людей. Путь становления долгий и непростой.
По словам Бориса Влахно, в каждого новичка в депо стараются вложить не только знания, но и передать гордость за профессию.
– Да, сейчас работать и проще, и сложнее одновременно. Электропоезда более комфортабельные, усовершенствованные электроникой, приборами-помощниками. Но по сути ничего не изменилось: машинист – это человек, которому люди доверяют свою жизнь. Можешь принять эту ответственность – значит, выйдет из тебя толк. Как раз первая самостоятельная поездка и показывает это.
Наталья Кузьмина