Газета «Гудок» (г. Москва), №136 – 30 июля 2020 года.

Трудовая династия началась с мороженого и гудка тепловоза

Борис Мазолов – основатель большой железнодорожной династии. Уже три поколения этой семьи связали свою жизнь с железной дорогой, посвятив любимому делу в общей сложности более 178 лет.

Путь династии начался в Облучье. Борис Мазолов отдал отрасли 46 лет, ушёл на пенсию с должности первого заместителя начальника пассажирской службы Дальневосточной железной дороги. 

– Борис Козьминович рассказывал, как влюбился в железную дорогу. Они с родителями жили в селе Казанка. Как-то с отцом приехали в Биробиджан продавать картошку. Всё распродали, и отец выделил ему денег на мороженое, которое продавалось на железнодорожном вокзале, – рассказывает невестка Бориса Мазолова, заместитель начальника отдела управления персоналом и социального развития Дальневосточного филиала АО «ФПК» Ирина Мазолова. – Он купил мороженое, вышел на перрон как раз в тот момент, когда подходил поезд. «Паровоз покрашенный, колёсики как новенькие, чистенькие. Помощник машиниста вышел в нарядной форме, протёр их. Дали гудок, машинист взял флажок для подачи сигнала отправления, посмотрел на часы. А я глядел на колёса, форму, на эти часы как заворожённый. Мне так захотелось быть причастным к этому всему. Возвращался к отцу с мыслью о том, что хочу стать железнодорожником», – вспоминал Борис Козьминович. 

В профессиональном училище Облучья набор студентов на тот момент ещё не закончился, но документы можно было подать только на путейца или слесаря по ремонту подвижного состава. А будущий железнодорожник хотел стать машинистом. 

– Борису Козьминовичу тогда было 14 лет. Он выбрал профессию слесаря. Отучился и пошёл работать по профессии в депо Облучье, где дослужился до начальника вагонного депо и продолжил путь вверх по карьерной лестнице, – продолжает Ирина Владимировна. – Машинистом он так и не стал, но никогда не жалел об этом. Ведь многого достиг на своём поприще. Он почётный ветеран Дальневосточной железной дороги, награждён орденом Трудового Красного Знамени, знаком Министерства путей сообщения «Почётный железнодорожник», медалью за строительство БАМа, медалью «100-летие со дня рождения Ленина». 

В период работы Бориса Мазолова заместителем начальника пассажирского вагонного депо Хабаровск-1 по эксплуатации проводилось расширение вагонного парка, строились дополнительные пути. Он многое делал для реализации эксплуатационных задач, но при этом старался уделять внимание и другим направлениям. 

– Он приложил немало усилий, чтобы организовать туристические поезда для школьников, – говорит Ирина Мазолова. – Мы в то время были пионерами и очень старались, чтобы заслужить путёвку на знаменитые смены «Гвоздика», «Орлёнок». 

Во всех начинаниях Бориса Козьминовича всегда поддерживала и поддерживает сегодня его верная спутница Ида Ивановна. Свою будущую жену он встретил на комсомольском собрании. Её судьба тоже неразрывно связана с железной дорогой. Она пять лет проработала смазчицей-заливщицей буксовых узлов. После окончания пединститута была воспитательницей, а позже и заведующей детского сада в Облучье. Но магистраль надолго её не отпустила – Ида Ивановна много лет проработала инспектором по делам несовершеннолетних в железнодорожной милиции, а потом транспортной полиции. На пенсию вышла в звании майора. 

Своих детей Надежду и Сергея Борис Козьминович знакомил с железной дорогой с самого детства – и в клуб брал, и в депо. Но младшие Мазоловы не сразу пошли по пути отца, решили попробовать себя в других направлениях. Однако и их судьба, совершая очередной поворот, всё же привела к магистрали. 

– Мой муж Сергей Борисович уже 28 лет в отрасли. Он начинал так же, как и отец, слесарем по ремонту подвижного состава. Уже работая на дороге, окончил Хабаровский техникум железнодорожного транспорта, а потом получил и высшее образование в ДвГУПСе. Сейчас Сергей Борисович – заместитель начальника отдела организации ремонта и эксплуатации вагонов Дальневосточного филиала ФПК, – рассказывает Ирина Мазолова. – Его сестра Надежда Борисовна на пенсии, но на дороге проработала 15 лет специалистом по управлению персоналом, начальником организационно-хозяйственного отдела в Хабаровском отделении дороги, а затем в аппарате управления дороги. Закончила трудовую деятельность в Хабаровском филиале АО «Федеральная грузовая компания». Её супруг отдал магистрали 12 лет. Он тоже не сразу стал железнодорожником. Попал в отрасль в непростые 90-е годы. 

Кстати, сама Ирина Мазолова окончила Тихоокеанский государственный университет по специальности инженер-механик. И, прежде чем освоить свою первую железнодорожную профессию билетного кассира, она несколько лет проработала по специальности на производстве. 

– Работа билетным кассиром – это работа с людьми, которая мне сразу пришлась по душе, – отмечает Ирина Владимировна. – Мой руководитель – заведующая билетными кассами – тогда заметила меня и перевела на более сложное направление – оформление групповых заявок. Потом я прошла курсы по системе «АСУ Экспресс». После этого и сама начала обучать кассиров работе в этой системе. А потом мне предложили попробовать себя в качестве инженера по подготовке кадров. Профильную переподготовку в ДвГУПСе я прошла в 2002 году. 

Ирина Владимировна познакомилась с будущим супругом в строительном отряде на возведении санатория «Жемчужина Хингана». Там, в живописной долине горной реки у отрогов малого Хингана, зародилась ещё одна семья будущей железнодорожной династии. 

Внуки Бориса Козьминовича продолжили славную традицию, и их жизненный путь также неотрывно связан с железной дорогой. 

– Мы рады, что судьба нашей большой семьи тесно сплетена с железнодорожной отраслью. Быть продолжателем династии – почётно и в то же время ответственно, – говорит Ирина Мазолова. – Со временем к этим чувствам добавляется ещё одно – гордость за детей и внуков, которые достойно продолжают курс, заданный когда-то Борисом Козьминовичем на Биробиджанском вокзале с мороженым в руках. 

Татьяна Щербаченко