Газета "Дальневосточная магистраль", №109 - 19 июня 2020 года.
Высокий индекс массы тела (индекс Кетле), ожирение первой степени, низкий коэффициент физической активности, снижение насыщенности крови кислородом и возраст старше 50 лет – основные факторы риска преждевременной смертности среди работников локомотивных бригад. Это выводы исследования, которое проводится силами Дальневосточного государственного университета путей сообщения.
На кафедре «Техносферная безопасность» Естественно-научного института уже не первый год ведётся работа, итогом которой должен стать прототип информационной экспертной системы, способной информировать о потенциальном риске развития чрезвычайных ситуаций, связанных с ухудшением состояния здоровья машинистов. Результаты исследований на одном из тематических совещаний представила профессор кафедры Екатерина Целых.
Учёные ДВГУПСа исследовали группу машинистов в возрасте чуть старше 39 лет. Обследования проводились в условиях относительного физиологического покоя, подготовки к маршруту, в том числе при работе с документацией, после окончания поездной работы и сдачи локомотива.
– Большинство российских исследователей определяют индекс массы тела как значимую причину профессиональной непригодности машинистов, так как ожирение – основной фактор высокого артериального давления и риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы, – отметила в своём докладе Екатерина Целых.
Она подчеркнула, что индекс Кетле у половины обследованных машинистов – 28,8, что говорит об ожирении первой степени. У 13% зафиксировано ожирение 3-4 степени, что согласно классификации Всемирной организации здравоохранения – очень высокий и чрезмерно высокий риск для здоровья.
Сегодня трудоспособное население делится на пять групп физической активности. Рабочие профессии железнодорожного транспорта, в том числе и машинисты, относятся к третьей группе – работники физического труда средней тяжести. Коэффициент физической активности (КФА) для этой категории должен составлять 1,9. Однако исследования ДВГУПСа показали, что среди дальневосточных машинистов КФА равен 1,36. Это значение не дотягивает даже до нормативных показателей первой группы с КФА 1,4, в которую попадают в основном работники умственного труда.
Екатерина Целых рассказала, что некоторые российские учёные предпринимали попытки снижения риска ожирения за счёт изменения питания. Для достижения нормативных показателей рацион машинистов должен соответствовать рациону детей шестилетнего возраста.
– Невыполнение таких требований неизбежно ведёт к ожирению, которому подвержены 98% машинистов, – добавила она. – Надо учитывать, что уменьшение количества пищи приводит к снижению не только белков, жиров, углеводов, но и витаминов и микроэлементов, необходимых организму.
Учёные ДВГУПСа рекомендуют машинистам повышать КФА и снижать индекс массы тела за счёт вполне простых вещей – активного отдыха, доступности спортивных сооружений для работников отдалённых станций, премиального стимулирования со стороны работодателя и других возможностей, повышающих интерес к здоровому образу жизни.
Татьяна Щербаченко