Газета "Приамурские ведомости", №19 - 20 мая 2020 года.
Имя Ярослава Вострикова хорошо известно в образовательной среде Хабаровска. Молодой учёный, общественник, преподаватель Дальневосточного университета путей сообщения. В  2007  году, переступив порог этого вуза абитуриентом, не  мог представить, что останется в нём по сей день, а  профессия преподаватель навсегда будет вписана в послужной список молодого человека.

ОТ АБИТУРИЕНТА К АСПИРАНТУ

Студенческие годы пролетели быстро, за ними последовала учёба в аспирантуре, а вместе с ней работа на кафедре, как это часто бывает у тех, кто выбрал путь к кандидатской, не успев покинуть студенческую скамью.

Вполне может быть случай не  уникальный, но в свои 30 лет Ярослав имеет пять высших образований, к получению которых толкали жизненные обстоятельства, неординарный подход к привычным вещам и стремление изменить мир к лучшему.

— Всю свою жизнь я  провёл в  городе Находка Приморского края,— рассказывает Ярослав.— Когда перед окончанием школы пришло время думать о выборе вуза, вместе с отцом пришли к выводу, что он должен быть транспортным. Свой выбор остановили на хабаровском ДВГУПС. Документы подали на  специальность «Автоматика, телемеханика и  связь». Но  так сложились обстоятельства, что на бюджетное место я не прошёл, «завалив» физику, по которой в школе на итоговых экзаменах получил оценку «отлично».

— Не вдаваясь в  подробности всех дальнейших перипетий, скажу, что в  итоге я  стал студентом этого вуза по  специальности «Программист» на  коммерческой основе, что предполагало помимо платы за обучение ещё и затраты на жильё, потому что платникам общежитие не  предоставлялось,— продолжает он.— Я из небогатой семьи, и чтобы не висеть на шее у родителей все пять лет, дал себе слово, что получу место на бюджетном отделении и вопрос с жильём в общежитии тоже решу.

Уже тогда, делая первые шаги самостоятельной взрослой жизни, Ярославу пришло понимание, что трудности, если перед ними не  пасовать, закаляют характер. Узнав, что в одном из общежитий есть проблемы с  активностью молодёжи, он предложил руководству сделку: «Вы мне даёте комнату, я  становлюсь председателем общежития в сфере самоуправления и раскачиваю его. На  мои условия согласились, а я не подвёл». Затем аналогичное объединение молодой человек возглавил в университете, а группа, в которой он учился, дважды становилась лучшей в вузе.

Шёл второй курс, и, несмотря на успехи в учёбе, перевестись на бюджет внутри группы ему не  удавалось, а  данное себе обещание нужно было сдержать и Ярослав параллельно пошёл получать второе высшее в  стенах родного ДВГУПС, естественно, поступив на бюджетное отделение.

— Ко всему прочему, я  трудился на  двух-трёх работах, был членом молодежной общественной палаты в  Законодательной думе Хабаровского края, а затем заместителем председателя молодежного правительства Хабаровского края. На всё хватало времени .

После того, как два диплома о  высшем образовании были получены, и, казалось бы, с вузом можно распрощаться, звёзды сошлись таким образом, что Ярославу сделали предложение, от  которого он не  смог отказаться, и в 2013 году, став аспирантом, пишет диссертацию на соискание степени кандидата технических наук на  тему: «Повышение эффективности процесса электроискрового легирования твердых сплавов», которую, как он думает, когда-нибудь защитит.

УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ КОРРОЗИИ МЕТАЛЛОВ

— Так сложилось, что с  2007  года и до сих пор получаю знания в системе профобразования у  разных преподавателей, по  разным дисциплинам, а  учиться по  традиционной системе мне никогда не  нравилось. В  нулевых было в  порядке вещей преподавание в стиле «вот материал, иди, учи. Не понял, не сдал, иди учи дальше». Это, конечно, худший пример, но  уже тогда думал о том, что если когда-нибудь окажусь по  ту сторону университетской аудитории, то никогда не буду так издеваться над студентами.

Когда на  себе прочувствовал, что из  себя представляет некачественное образование, и в то же время зная, как можно сделать лучше, ничего не остаётся, как по возможности применять свои подходы в  образовании, чтобы обучение становилось интересным, а знания доходили до ученика легко и доступно

Карьера в  образовании для Ярослава Вострикова началась с работы на кафедре материаловедения, той самой, на базе которой он взялся писать диссертацию. Молодому учёному было поручено преподавать коррозию металлов  — предмет, который его коллеги по цеху вели неохотно, а преподаватели по данной дисциплине часто менялись. После первых лекций он понял, что перед ним молодые люди, которые абсолютно не понимают теории.

— Тогда я  решил, что на  мне такое положение дел закончится, и я буду давать знания так, чтобы ребята не только вникали в тему, но и получали удовольствие от обучения, и для них это стало интересным,— говорит Ярослав Востриков.— К сожалению, сегодняшним студентам приходится учиться по  учебникам 70-х годов прошлого столетия. С точки зрения содержания они хороши, но  мир меняется, а  с  ним и  подходы к освоению предмета тоже должны трансформироваться. Но не все это понимают.

— На коррозии металла я применил подход геймификации в образовании — это когда скучные задания с помощью игровой формы делаются интересными, избегаемое  — желанным, а  сложное — простым,— объясняет он. От коллег исходили попытки «вразумить» меня, но я сказал, что несу ответственность за  результат, и  если его не  будет, то  вернусь к  обычной схеме и буду обучать так, как делаете вы, а пока эффект есть, позвольте продолжить.

Работая со  студентами, занятия планируются таким образом, чтоб обходить типовой настрой, исключить скуку, мысли о  бесполезности предмета и  неактуальности информации. В своей методике ведения занятий использую интерактивную форму обучения  — через игры, разминки, творческие задания, рефлексию учащихся. Если кому-то будет интересно, вся информация об этом есть в открытом доступе в  моих социальных сетях в  Фейсбуке и в Инстаграме.

Эксперименты начинающего преподавателя стали ещё одной вехой в  его профессиональной карьере: Ярославу было предложено пройти обучение, и в 2015 году он получил диплом по направлению «Педагогика высшей школы». Темой диплома стала геймификация в  образовательном направлении, в разделе технических дисциплин.

ПЕРЕХОД НА УДАЛЁНКУ

— Два года назад я  начал преподавать программирование детям, впоследствии была создана собственная школа. Коронавирус внёс свои коррективы, и сейчас мы совместно с партнёром буквально с  колёс запустили онлайн-обучение по  программированию для детей возрастом 8—12 лет.

За время курса они научатся не только программировать, но  и  по-другому думать, раскрывать свой творческий потенциал. Практически всё построено вокруг того, что дети любят больше всего — компьютерные игры. Так вот, их за  курс каждый из  юных айтишников создаст по меньшей мере 15. В этом курсе, по словам автора, воплощено немало уникальных идей. —

— Безусловно, из-за коронавируса почувствовалась определенная стагнация в сфере образования. Это и подтолкнуло перевести обучение на  удалёнку. Сделать это качественно потребовался примерно месяц. За это время я почерпнул для себя множество инструментов и методов онлайн-преподавания. Случился качественный рост, а  трудности заставили посмотреть на многое по-другому.

Рассуждая об  онлайн-образовании, Ярослав Востриков говорит: «Считаю, что утверждения о  том, что мир уже не  будет прежним, не  лишены смысла и необратимые изменения уже безусловно есть. Полагаю, что это даст толчок к  переходу на  так называемое гибридное образование, когда большую часть знаний получаешь тогда, когда тебе угодно и  где удобно, а  проработка практических навыков по старинке будет в офлайне. Что ещё хочу заметить, онлайн-образование, с  которым многим пришлось столкнуться за  последнее время, обнажило профессиональные недостатки преподавателей. Дело даже не в том, что это новый вид обучения и к нему нужно привыкнуть. Сложнее всего тем, кто в своих методах опирался лишь на харизму или исключительно на практические знания. На мой взгляд, экран монитора и  веб-камера иначе показывают реальность, и  многие вещи скрыть труднее».

ПЯТОЕ ВЫСШЕЕ

— Год назад я  получил пятое высшее образование  — диплом сварщика, а вместе с ним возможность преподавать теорию сварочных процессов и другие машиностроительные дисциплины, связанные с  термическим соединением материалов,— говорит Ярослав.— Я так устроен, что смогу донести любые технические дисциплины, мне нужно только подготовиться, понять аудиторию и  я  готов выстроить методику. На предприятиях железнодорожного транспорта читал курс лекций по  слесарному делу, правилам технической эксплуатации железных дорог, способам плазменного присоединения колёсных пар и другое.

И продолжает: «Я себя называю тренер-педагог. Почему? Потому что первоочередная моя задача — научить человека учиться, и помимо основных знаний, я даю навык сохранения их в голове. Если студент не замотивирован, то вместе с  ним ищу точку мотивации для фиксации информации и в каждом человеке вижу гения или талант, независимо ни от чего. Профессия педагога не уйдёт в  небытие, как это произойдёт с  большим количеством специальностей уже в ближайшем будущем. Более того, за  профессиональными преподавателями будущее. Мир очень быстро трансформируется, людям придётся больше учиться, а знания и кто их даёт со временем приобретут большую ценность».

Алексей МАРТЫНОВ