Газета "Приамурские ведомости", №19 - 20 мая 2020 года.
Имя Ярослава Вострикова хорошо известно в образовательной среде Хабаровска. Молодой учёный, общественник, преподаватель Дальневосточного университета путей сообщения. В 2007 году, переступив порог этого вуза абитуриентом, не мог представить, что останется в нём по сей день, а профессия преподаватель навсегда будет вписана в послужной список молодого человека.
ОТ АБИТУРИЕНТА К АСПИРАНТУ
Студенческие годы пролетели быстро, за ними последовала учёба в аспирантуре, а вместе с ней работа на кафедре, как это часто бывает у тех, кто выбрал путь к кандидатской, не успев покинуть студенческую скамью.
Вполне может быть случай не уникальный, но в свои 30 лет Ярослав имеет пять высших образований, к получению которых толкали жизненные обстоятельства, неординарный подход к привычным вещам и стремление изменить мир к лучшему.
— Всю свою жизнь я провёл в городе Находка Приморского края,— рассказывает Ярослав.— Когда перед окончанием школы пришло время думать о выборе вуза, вместе с отцом пришли к выводу, что он должен быть транспортным. Свой выбор остановили на хабаровском ДВГУПС. Документы подали на специальность «Автоматика, телемеханика и связь». Но так сложились обстоятельства, что на бюджетное место я не прошёл, «завалив» физику, по которой в школе на итоговых экзаменах получил оценку «отлично».
— Не вдаваясь в подробности всех дальнейших перипетий, скажу, что в итоге я стал студентом этого вуза по специальности «Программист» на коммерческой основе, что предполагало помимо платы за обучение ещё и затраты на жильё, потому что платникам общежитие не предоставлялось,— продолжает он.— Я из небогатой семьи, и чтобы не висеть на шее у родителей все пять лет, дал себе слово, что получу место на бюджетном отделении и вопрос с жильём в общежитии тоже решу.
Уже тогда, делая первые шаги самостоятельной взрослой жизни, Ярославу пришло понимание, что трудности, если перед ними не пасовать, закаляют характер. Узнав, что в одном из общежитий есть проблемы с активностью молодёжи, он предложил руководству сделку: «Вы мне даёте комнату, я становлюсь председателем общежития в сфере самоуправления и раскачиваю его. На мои условия согласились, а я не подвёл». Затем аналогичное объединение молодой человек возглавил в университете, а группа, в которой он учился, дважды становилась лучшей в вузе.
Шёл второй курс, и, несмотря на успехи в учёбе, перевестись на бюджет внутри группы ему не удавалось, а данное себе обещание нужно было сдержать и Ярослав параллельно пошёл получать второе высшее в стенах родного ДВГУПС, естественно, поступив на бюджетное отделение.
— Ко всему прочему, я трудился на двух-трёх работах, был членом молодежной общественной палаты в Законодательной думе Хабаровского края, а затем заместителем председателя молодежного правительства Хабаровского края. На всё хватало времени .
После того, как два диплома о высшем образовании были получены, и, казалось бы, с вузом можно распрощаться, звёзды сошлись таким образом, что Ярославу сделали предложение, от которого он не смог отказаться, и в 2013 году, став аспирантом, пишет диссертацию на соискание степени кандидата технических наук на тему: «Повышение эффективности процесса электроискрового легирования твердых сплавов», которую, как он думает, когда-нибудь защитит.
УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ КОРРОЗИИ МЕТАЛЛОВ
— Так сложилось, что с 2007 года и до сих пор получаю знания в системе профобразования у разных преподавателей, по разным дисциплинам, а учиться по традиционной системе мне никогда не нравилось. В нулевых было в порядке вещей преподавание в стиле «вот материал, иди, учи. Не понял, не сдал, иди учи дальше». Это, конечно, худший пример, но уже тогда думал о том, что если когда-нибудь окажусь по ту сторону университетской аудитории, то никогда не буду так издеваться над студентами.
Когда на себе прочувствовал, что из себя представляет некачественное образование, и в то же время зная, как можно сделать лучше, ничего не остаётся, как по возможности применять свои подходы в образовании, чтобы обучение становилось интересным, а знания доходили до ученика легко и доступно
Карьера в образовании для Ярослава Вострикова началась с работы на кафедре материаловедения, той самой, на базе которой он взялся писать диссертацию. Молодому учёному было поручено преподавать коррозию металлов — предмет, который его коллеги по цеху вели неохотно, а преподаватели по данной дисциплине часто менялись. После первых лекций он понял, что перед ним молодые люди, которые абсолютно не понимают теории.
— Тогда я решил, что на мне такое положение дел закончится, и я буду давать знания так, чтобы ребята не только вникали в тему, но и получали удовольствие от обучения, и для них это стало интересным,— говорит Ярослав Востриков.— К сожалению, сегодняшним студентам приходится учиться по учебникам 70-х годов прошлого столетия. С точки зрения содержания они хороши, но мир меняется, а с ним и подходы к освоению предмета тоже должны трансформироваться. Но не все это понимают.
— На коррозии металла я применил подход геймификации в образовании — это когда скучные задания с помощью игровой формы делаются интересными, избегаемое — желанным, а сложное — простым,— объясняет он. От коллег исходили попытки «вразумить» меня, но я сказал, что несу ответственность за результат, и если его не будет, то вернусь к обычной схеме и буду обучать так, как делаете вы, а пока эффект есть, позвольте продолжить.
Работая со студентами, занятия планируются таким образом, чтоб обходить типовой настрой, исключить скуку, мысли о бесполезности предмета и неактуальности информации. В своей методике ведения занятий использую интерактивную форму обучения — через игры, разминки, творческие задания, рефлексию учащихся. Если кому-то будет интересно, вся информация об этом есть в открытом доступе в моих социальных сетях в Фейсбуке и в Инстаграме.
Эксперименты начинающего преподавателя стали ещё одной вехой в его профессиональной карьере: Ярославу было предложено пройти обучение, и в 2015 году он получил диплом по направлению «Педагогика высшей школы». Темой диплома стала геймификация в образовательном направлении, в разделе технических дисциплин.
ПЕРЕХОД НА УДАЛЁНКУ
— Два года назад я начал преподавать программирование детям, впоследствии была создана собственная школа. Коронавирус внёс свои коррективы, и сейчас мы совместно с партнёром буквально с колёс запустили онлайн-обучение по программированию для детей возрастом 8—12 лет.
За время курса они научатся не только программировать, но и по-другому думать, раскрывать свой творческий потенциал. Практически всё построено вокруг того, что дети любят больше всего — компьютерные игры. Так вот, их за курс каждый из юных айтишников создаст по меньшей мере 15. В этом курсе, по словам автора, воплощено немало уникальных идей. —
— Безусловно, из-за коронавируса почувствовалась определенная стагнация в сфере образования. Это и подтолкнуло перевести обучение на удалёнку. Сделать это качественно потребовался примерно месяц. За это время я почерпнул для себя множество инструментов и методов онлайн-преподавания. Случился качественный рост, а трудности заставили посмотреть на многое по-другому.
Рассуждая об онлайн-образовании, Ярослав Востриков говорит: «Считаю, что утверждения о том, что мир уже не будет прежним, не лишены смысла и необратимые изменения уже безусловно есть. Полагаю, что это даст толчок к переходу на так называемое гибридное образование, когда большую часть знаний получаешь тогда, когда тебе угодно и где удобно, а проработка практических навыков по старинке будет в офлайне. Что ещё хочу заметить, онлайн-образование, с которым многим пришлось столкнуться за последнее время, обнажило профессиональные недостатки преподавателей. Дело даже не в том, что это новый вид обучения и к нему нужно привыкнуть. Сложнее всего тем, кто в своих методах опирался лишь на харизму или исключительно на практические знания. На мой взгляд, экран монитора и веб-камера иначе показывают реальность, и многие вещи скрыть труднее».
ПЯТОЕ ВЫСШЕЕ
— Год назад я получил пятое высшее образование — диплом сварщика, а вместе с ним возможность преподавать теорию сварочных процессов и другие машиностроительные дисциплины, связанные с термическим соединением материалов,— говорит Ярослав.— Я так устроен, что смогу донести любые технические дисциплины, мне нужно только подготовиться, понять аудиторию и я готов выстроить методику. На предприятиях железнодорожного транспорта читал курс лекций по слесарному делу, правилам технической эксплуатации железных дорог, способам плазменного присоединения колёсных пар и другое.
И продолжает: «Я себя называю тренер-педагог. Почему? Потому что первоочередная моя задача — научить человека учиться, и помимо основных знаний, я даю навык сохранения их в голове. Если студент не замотивирован, то вместе с ним ищу точку мотивации для фиксации информации и в каждом человеке вижу гения или талант, независимо ни от чего. Профессия педагога не уйдёт в небытие, как это произойдёт с большим количеством специальностей уже в ближайшем будущем. Более того, за профессиональными преподавателями будущее. Мир очень быстро трансформируется, людям придётся больше учиться, а знания и кто их даёт со временем приобретут большую ценность».
Алексей МАРТЫНОВ