Газета "Гудок" (г. Москва), №89 - 21 мая 2020 года.
Почётный железнодорожник Николай Березуцкий, бывший главный ревизор Дальневосточной магистрали, считает 14 лет работы в этой должности крайне ответственными и интересными. А электроэнергетике, с которой начинался его трудовой путь, он до сих пор признаётся в любви. Но и сегодня не устаёт повторять: «В какой бы отрасли и должности человек ни работал – один в поле не воин. Всеми своими заслугами я обязан людям, которые трудились со мной плечом к плечу».

Но прежде чем стать одним из тех, кто нёс свет в массы, Николаю Степановичу выпало познать все «прелести» жизни без электричества.

– Я родился в деревне, в Кемеровской области. Мы прожили там всю войну, и света не было до 1955 года, – объясняет он выбор профессии. – Уже тогда понимал, что электричество – основа всего. С самого начала рассчитывал, что буду работать на железной дороге, но, если вдруг не получится, специальность электромеханика пригодится везде. Рассуждал, что могу вернуться домой, и моей задачей стала бы электрификация сельского хозяйства.

Звёзды сошлись, как надо, а может быть, электроны и ионы упорядочились в нужном направлении. Из Томского электромеханического института вышел инженер-электромеханик, который занимался электрификацией железных дорог, и уже в 28 лет получил орден «Знак Почёта» за внедрение системы электрической тяги переменного тока, стал одним из самых молодых руководителей на Дальневосточной магистрали – возглавил службу электрификации и энергетического хозяйства.

Николай Степанович и сегодня, как и многие ветераны Дальневосточной, в курсе важнейших событий, происходящих на дороге. Он не просто следит – помогает советом нынешним энергетикам, которые готовятся к знаковой электрификации участка Волочаевка-2 – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Помимо различных производственных вопросов, обращает их внимание на людей.

– О кадрах нужно задумываться уже сейчас, готовить их, – отмечает он. – Обращать внимание на ребят с близлежащих станций и посёлков, предлагать льготы при поступлении в ДВГУПС, чтобы после окончания университета они возвращались обратно. Малая родина в этом плане делает большое дело.

Николай Степанович относится к той категории рассказчиков, от которых можно узнать массу не только интересной, но и полезной информации. Он сам так увлечённо рассказывает об энергетике, электрификации, преимуществах, подаренных нынешним энергетикам технической революцией, что пробуждает к этому интерес у людей из совершенно других сфер.

Николай Березуцкий не раз становился героем газетных публикаций. И по итогам каждого интервью можно готовить отдельный материал о его команде. Геннадий Соломин, Виктор Жмыхов, Борис Скороход, Анатолий Крихтенко – лишь несколько знакомых многим железнодорожникам имён той плеяды.

– Ревизоры изначально должны были только контролировать и проверять. Но мы изменили этот подход, – подчёркивает Николай Степанович. – Только совместная работа всех служб по предупреждению опасных ситуаций, выявлению «узких» мест, соблюдению технологической дисциплины позволила нам достичь значительных результатов в деле обеспечения безопасности движения поездов.

Татьяна Щербаченко