Газета «Гудок» (г. Москва), №13 – 28 января 2020 года.
В 2019 году на Дальневосточной магистрали было реализовано 89 проектов бережливого производства, что позволило дороге сэкономить около 140 млн руб. О наиболее удачных разработках, привлечении работников к участию в программах бережливого производства и основных задачах на этот год наш разговор.
– Алексей Олегович, какой проект, реализованный в прошлом году, вы могли бы выделить?
– Одним из лучших я считаю, проект, направленный на повышение пропускной и провозной способности на перегоне Хмыловский – Находка-Восточная. Из-за расположения стрелочного перевода № 12 в кривом участке установленная скорость движения поездов составляет 40 км/ч, поэтому поезда массой выше 6 тыс. тонн проследуют перегон Хмыловский – Находка-Восточная с подталкивающим локомотивом.
Чтобы избежать ограничения скорости и исключить участок подталкивания, было предложено перенести стрелочный перевод в прямой участок станции Хмыловский за счёт сокращения его полезной длины. Это позволило сэкономить более 11 млн руб. за счёт сокращения локомотиво-часов в подталкивании. Кроме того, внедрение этой идеи дало технологический эффект за счёт исключения задержек поездов, связанных с прицепкой подталкивающего локомотива, использования имеющегося тепловоза на вывозном движении, повышения участковой скорости движения.
– Как сотрудники дороги привлекаются к участию в программе бережливого производства?
– Разработать проект – это только полдела. Важен каждый этап: от правильного определения целей и задач до оформления самих работ и документов, связанных с ними. Поэтому у нас на дороге значительное внимание уделяется внедрению именно идеологии бережливого производства, чтобы наши работники не просто знали термин, а понимали, что это такое, каковы истоки этого движения и каким должен быть процесс внедрения проектов в условиях именно железнодорожной специфики.
Помимо непрерывной консультативно-методической помощи в вопросах реализации новых идей и оформления документов, связанных с проектами, сотрудники дирекций и служб участвуют в различных семинарах, тренингах по бережливому производству. В прошлом году наши работники разбирали такие вопросы, как «Контроль и обеспечение качества (продвинутый курс)», «Кайдзен – сфера услуг», «Контроль и обеспечение качества на производстве
– контроль точек изменений и контрольные карты». В этом нам помогал АНО «Японский центр по развитию торгово-экономических связей в Хабаровске».
В 2019 году к этой работе подключился и Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС). «Основы бережливого производства» – одна из программ, реализуемых в Школе лидерства, которая уже около года работает в Институте дополнительного образования ДВГУПСа при активном участии Корпоративного университета РЖД. Обучение по ней проходили сотрудники Дальневосточной и Забайкальской дорог. За год свои знания в области бережливого производства подтянули и расширили 197 наших работников.
Ещё одно направление, которое мы развиваем, – это опыт внедрения технологий бережливого производства в других крупных компаниях. В прошлом году наши работники познакомились с результатами внедрения проектов на таких предприятиях, как Сбербанк, «Доброфлот», «Гражданские самолёты Сухого».
В конце прошлого года в Дальневосточном федеральном университете прошла школа передового опыта «Внедрение технологий бережливого производства». Её участниками стали руководители и работники Дальневосточной, Восточно-Сибирской, Красноярской дорог, а также представители Сбербанка, завода «Гражданские самолёты Сухого», ДВГУПСа. Формат школы отличался от проводимых ранее. Вместо традиционных докладов о проделанной работе прошли тренинги, деловые игры, направленные на поиск и решение производственных проблем дороги.
Кроме вышеуказанных мероприятий повышение заинтересованности работников организовано через региональные инновационные площадки.
– Какие задачи у дороги в сфере бережливого производства на 2020 год?
– Согласно плану, в этом году экономический эффект от внедрения проектов бережливого производства должен составить более 117 млн руб. При этом план не только годовой, но и квартальный – суммы распределились почти равномерно, однако большую часть экономии мы ожидаем в III квартале.
Кроме того, в этом году мы продолжим развивать те направления работы, о которых я уже сказал, – тренинги с руководителями территориальных проектных офисов, членами узловых рабочих групп, обмен опытом с крупными предприятиями, продолжим сотрудничество с Японским центром по развитию торгово-экономических связей и ДВГУПСом.
Татьяна Щербаченко