Газета «Гудок» (г. Москва), №218 – 27 ноября 2019 года.
На базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения 26 ноября для очередной группы железнодорожников начался тренинг по бережливому производству (БП). До конца года участниками этой программы станут 250 работников Дальневосточной и Забайкальской магистралей.
«Основы бережливого производства» – одна из программ, реализуемых в «Школе лидерства», которая уже около года работает в Институте дополнительного образования ДВГУПСа при активном участии Корпоративного университета ОАО «РЖД».
В течение трёх дней 17 участников тренинга знакомились с основными понятиями и инструментами концепции, учились применять их на практике. В интерактивном формате принципы бережливого производства осваивали работники различных служб: инженеры, экономисты, бухгалтеры, психологи, энергетики, движенцы, путейцы и другие. И первый вопрос, на который им предстояло ответить: как они оценивают свои знания о бережливом производстве и как часто встречаются с ним в своей работе.
Оказалось, что большинству участников достаточно часто приходится сталкиваться с этим подходом, а кто-то и вовсе занимается проектами БП с самого начала его внедрения в РЖД. Но практика показывает, что многим не ясны задачи, не понятен процесс внедрения проектов в условиях железнодорожной специфики.
– Когда мы спрашиваем у участников, зачем они приходят на тренинги и чего ждут, кто-то просто не может сформулировать свои цели, – отмечает кандидат экономических наук доцент кафедры «Менеджмент», руководитель «Школы лидер-ства» сертифицированный тренер Валентина Комарова. – И сегодня среди ответов было несколько подобных. К счастью, это характерно лишь для первых часов тренинга.
Программа первого дня тренинга выстроена таким образом, чтобы участники узнали как можно больше об инструментах бережливого производства. Второй день посвящён организации производственной линии. Это задание подразумевает работу со специальным конструктором.
– В составе каждой команды есть исполнители, руководитель, снабженец и другие важные «должности». Командам предстоит за короткое время собрать изделия и представить их клиенту, при этом с каждой минутой запросы клиента меняются. Важно, что участникам процесса необходимо всё делать молча, – говорит Валентина Комарова. – Эта игра – достаточно острый момент в тренинге, потому что команды настолько погружаются в процесс, что начинают серьёзно конкурировать. Но это задание как раз показывает, как инструменты бережливого производства работают на практике.
Третий день тренинга посвящён вопросам мотивации персонала для повышения привлекательности участия в разработке проектов БП, а также рассмотрению удачных и эффективных примеров применения концепции в железнодорожной отрасли. Заключительный этап – тестирование, которое покажет, как усвоен материал, насколько участники готовы к переменам.
– Как правило, в заключительный день тренинга мы видим абсолютно другое отношение и к бережливому производству, и к самому тренингу. Участники обычно говорят, что, с одной стороны, общие понятия бережливого производства были им вроде как известны, и в то же время, после трёх дней тренинга, по-новому начинают принимать и оценивать свои знания в этой области, – отмечает Валентина Комарова. – Наша задача в этом как раз и заключается. То есть участники тренинга в какой-то степени должны ещё раз открыть свою личную Америку.
Татьяна Щербаченко