Газета «Дальневосточная магистраль», №202 – 1 ноября 2019 года.
Цифровой проект, инициированный молодым специалистом, поможет строителям
Главный инженер вокзала Владивосток Роман Павлюк победил в сетевом конкурсе инновационных проектов. Его предложение по информационному моделированию, завоевавшее второе место на Слёте молодёжи Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ), проходившем в октябре, имеет прикладной характер.

Сейчас автор работает над тем, чтобы с помощью цифровых технологий «предсказать» будущее одного из старейших зданий Приморья – вокзала Владивосток.

Суть идеи, которую предложил Роман Павлюк, построена на принципе визуализации. Сегодня крупные международные компании активно внедряют технологии информационного моделирования, поручая компьютерам рассчитывать объём материалов и необходимых работ на этапе строительства зданий. Предложение Романа – внести в программу данные и условия, позволяющие спрогнозировать заранее дефекты, которые могут возникнуть на том или ином объекте в процессе эксплуатации. Это позволит поймать «болезнь» в начальной стадии и, соответственно, заранее начать ремонт, не доводя до сложной ситуации.

– Многие думают, что необходимо вешать датчики, которые будут передавать данные о состоянии сооружения. Но есть и другой путь. Любую деформацию можно спрогнозировать, благодаря современным технологиям. А так как я учился в ДВГУПСе на инженерной строительной специальности, знаю, как делать расчёты, поэтому в этом направлении трудностей у меня не было, – рассказывает Роман. – Проектируешь 3D-модель здания, а дальше задаёшь нагрузки, дефекты, трещины, прогибы и т. д. – то есть весь спектр характеристик, необходимых для постановки «диагноза». 

Изюминка этой идеи – в дешевизне. 

– Конечно, есть программы для расчёта, прогнозирования и визуализации, но их стоимость достаточно высока. Я предлагаю сделать это на основе программных комплексов, которые бесплатны, – продолжает Роман. – Это удешевляет процесс. Ну а на выходе вложенные в проект затраты окупятся сторицей, помогая избежать дополнительных расходов при эксплуатации объектов. 

Этой темой Роман увлёкся ещё в студенчестве.

– Началось всё с 3D-моделирования автомобильной развязки. Этот проект занял призовое место и обеспечил мне повышенную стипендию. Потом идею я не бросил, стал развивать. И после получения диплома, уже начав работать в Дальневосточной дирекции инфраструктуры, решил рассчитать дефекты фермы типового металлического железнодорожного моста. В итоге в прошлом году дошёл со своим предложением до полуфинала конкурса «Новое звено». Ну а в этом году ещё один вариант представил на Слёте молодёжи Дирекции железнодорожных вокзалов, проходившем в Москве, – говорит Роман. – Этот проект направлен на разработку цифровой системы по контролю за техническим состоянием зданий вокзалов. Он называется «Интеллектуальная система расчёта, прогнозирования и визуализации сооружений «АСУ «ВИЗИССО». Его по достоинству оценило жюри во главе с начальником ДЖВ Георгием Геворкяном, присудив второе место в номинации «Новаторы». А так как в настоящий момент я учусь в аспирантуре ДВГУПСа, то планирую, использовав возможности и ресурсы университета, продвинуть проект дальше, воплотив его в жизнь. А сейчас я создаю 3D-модель вокзала Владивосток. Капитальный ремонт здания закончился в 1996 году. Текущее содержание позволяет ему выглядеть прекрасно – это регулярная помывка, покраска, другие виды работ. Но я уверен, что программа поможет найти скрытые дефекты и исправить их, продлив долголетие этого уникального памятника культуры. 

Наталья Кузьмина