Газета «Дальневосточная магистраль», №30 – 23 августа 2019 года.
Стечение обстоятельств привело Александра Кислякова на железную дорогу, ставшую единственной и навсегда любимой.
Начальник станции Биробиджан-1 Александр Кисляков десять лет преданно служит одной станции и больше 34 лет – железной дороге. А ведь в профессию он попал случайно. Кто знает, если бы не мрамор колонн тогда ещё Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта и девушки вуза, то, возможно, блистал бы Александр Михайлович своими талантами в какой-нибудь другой отрасли. Но случайности ведь не случайны, и полученное в канун профессионального праздника звание «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» – лишнее тому подтверждение.

Александр Кисляков – человек на Дальневосточной известный. Если надо подучить маневрового диспетчера, составителя поездов, дежурного по станции, начальника станции – направляют к нему. Для молодого поколения Биробиджанского узла он остаётся главным наставником. А как сам Александр Михайлович постигал азы профессии?

– После армии мы с другом ехали по Хабаровску в автобусе узнавать о поступлении в «политен», – вспоминает он. – Едем по Серышева, видим красивое здание – железнодорожный институт. Зашли посмотреть. Колонны, вестибюль, симпатичные студентки – решили поступать сюда. 

После окончания школы Александр Михайлович работал токарем на заводе. Потом служил в армии. Вернувшись, понял, что учиться нужно, да и мама настаивала на высшем образовании. 

Когда Александр Михайлович с другом определялись с железнодорожной профессией, они ещё плохо понимали специфику факультетов и направлений. Но их внимание привлёк стенд, рассказывающий об эксплуатации железных дорог. На нём было написано примерно следующее: «Готовим командиров транспорта». 

– А мы же только из армии, форму даже не сняли, – продолжает Александр Кисляков. – Вот именно это «командиров транспорта» почему-то и зацепило. 

Учиться, признаётся он, было непросто, если учесть, что прошло четыре года после окончания школы, многое подзабылось. Тем не менее и во время учёбы он был на первых ролях – все пять лет был комсоргом группы. А после окончания второго курса ещё и женился, и, чтобы обеспечить молодую семью, работал до окончания вуза дворником в Хабаровской дистанции гражданских сооружений (НГЧ-3). 

Защитив диплом, Александр Кисляков получил направление на БАМ. Работал на станциях Болен, Новый Ургал, Чегдомын. После был главным инженером НГЧ-3. А 21 июня 1997 года возглавил станцию Биробиджан. Потом была реконструкция станции Хабаровск-1, на которой в этот непростой период нужен был сильный руководитель. Когда сложности миновали, Александр Михайлович вернулся в Биробиджан. 

Сегодня в его ведении вся Ленинская ветка. У него в прямом подчинении три станции – 71 человек, не говоря о тех, кто находится в оперативном подчинении. 

– Стараюсь быть в курсе дел всех станций Биробиджанского узла и по возможности помогать в решении возникающих вопросов, – говорит он. – Ко мне постоянно присылают молодых ребят на исправление или обучение. Возраст, да и опыт уже такие, что либо просто подсказываешь, либо заставляешь работать как надо. 

Александр Михайлович считает, что многими своими успехами и как руководитель, и как наставник он обязан своему учителю.

– Когда я работал дежурным по станции Новый Ургал, участковым ревизором движения там был Анатолий Егорович Панов, – вспоминает наш герой. – Он был для меня настоящим наставником. Анатолий Егорович знал о своих участках буквально всё: от каждого работника и чем он живёт до количества стульев на каждой своей станции. Панова знали и беспрекословно слушались все работники станции. 

Кажется, Александр Кисляков достиг всего в своей профессии. Последний штрих – звание «Почётный железнодорожник», которое в Москве ему вручил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции управления движением Павел Иванов. Он хоть и шутит, что на станции работает весь коллектив кроме него, но улучить свободную минутку для небольшого интервью Александру Михайловичу оказалось крайне сложно. 

– Задач впереди ещё много, – говорит он. – Что касается личного, то хотелось бы, чтобы сын окончил ДВГУПС и пошёл работать на железную дорогу. А если говорить о задачах производственных, то очень хочется увидеть, когда по Ленинской ветке пойдут поезда. Интересно смотреть и участвовать в этом процессе – когда малодеятельное направление начинает работать на полную мощь. Да и как я могу оставить коллектив, который, я это точно знаю, уважает меня, верит в меня, и который я очень сильно люблю.

Татьяна Щербаченко