Газета «Тихоокеанская звезда», 31 августа 2019 г.
В советское время прием студентов в учебные заведения к 1 сентября был завершен, и первокурсники отправлялись на «картошку». Так было и в ХабИИЖТе, нынешнем Дальневосточном государственном университете путей сообщения.
А сейчас в ДВГУПСе приемная кампания практически не заканчивается круглый год. До первого ноября идет прием 2019 года по заочной форме обучения на места по договорам об оказании платных образовательных услуг, а уже 1 октября стартует официальная приемная кампания - 2020.
1 октября 2019 на университетском сайте появится полная информация о направлениях и специальностях, количестве мест и вступительных испытаниях, для того чтобы выпускники школ могли вовремя сориентироваться и к февралю определиться с предметами на ЕГЭ для поступления в университет в 2020 году.
- И все-таки сегодня уже можно подвести основные итоги приемной кампании, - утверждает проректор по учебной работе ДВГУПС, доцент, к. ф.-м. н. Елена Гафиатулина. - Закончился прием абитуриентов-очников по программам высшего и среднего профессионального образования в университет как на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, так и на платной основе.
На заочное обучение принимаем документы по программам среднего профессионального образования до 16 сентября и до 26 октября - по программам высшего образования.
48 человек на одно место
По словам Елены Саугановны, каждый год ДВГУПС участвует в конкурсе на выделение бюджетных мест на различные специальности.
Это количество всегда меняется: сегодня, например, в приоритете технические направления, отвечающие современным запросам общества, такова политика Правительства России.
И наша «железка», обладающая несомненным авторитетом среди вузов и края, и Дальнего Востока, стабильно выигрывает в конкурсе бюджетных мест как на технические, так и на экономические специальности.
- Раньше было много желающих стать юристами и экономистами, это были популярные специальности, молодые люди шли и на бюджет, и на платной основе, - рассказывает Гафиатулина. - Сейчас популярность тоже сохранилась, и желающих учиться много.
Но мест на обучение по специальностям социально-экономического профиля стало меньше, что и обусловило большой конкурс: к примеру, на одно бюджетное место по экономике у нас претендовало 48 человек.
Сохранился конкурс и высокий проходной балл и на технические специальности и направления, хотя бюджетных мест там достаточно.
Например, на направление «Информатика и вычислительная техника», где открыт новый профиль «Программирование интеллектуальных и автоматизированных систем», - мы же идем в ногу со временем, для цифровой экономики нужны свои специалисты, потому что это специалисты будущего, они будут очень востребованы в любой отрасли экономики - там на бюджет проходной балл был 254!
То есть каждый из трех экзаменов нужно было сдать на 80-90 баллов!
Был большой конкурс и на направление «Прикладная информатика», где проходной балл был 208, и на специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений» - 210 баллов.
Мы взяли курс на подготовку специалистов для цифровой экономики, и не важно, в какой области будет работать человек, обучившись современным информационным технологиям, - он будет востребован.
На традиционные железнодорожные специальности, которые были, есть и будут, также был конкурс порядка пяти человек на место - и это при том, что там действительно большое количество бюджетных мест, по 80-100-110 на одну специальность!
Каждый выбирает для себя...
На первый курс в ДВГУПС на программы бакалавриата, специалитета, магистратуры зачислены на обучение по бюджету 1051 очник и 58 заочников. На внебюджете будет обучаться свыше полутора тысяч первокурсников.
- Студенты у нас со всего Дальнего Востока, - комментирует Елена Саугановна. - Кроме хабаровских, едут к нам из Амурской и Сахалинской областей, ЕАО, из Якутии, с Камчатки, из Забайкалья и Бурятии.
Есть и приморчане - даже несмотря на то, что там есть федеральный университет! Даже поступают к нам ребята из европейских регионов страны.
Есть и иностранцы из СНГ - ребята из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, а дальнее зарубежье для нас - это страны Азиатско-Тихоокеанского региона, КНР, Республики Корея и КНДР.
Всего иностранцев зачислено более 120. Университет выполняет программу Правительства РФ по привлечению иностранцев на обучение.
Из КНДР к нам поступают молодые люди по квотам от Министерства науки и высшего образования РФ, они обучаются по железнодорожным специальностям.
Кстати, ни одной специальности вуз не закрыл, все они востребованы и пользуются спросом. В ДВГУПС реализуется свыше ста образовательных программ. На следующий год их будет еще больше - с учетом востребованности тех специалистов, которые нужны экономике Дальнего Востока.
- Мы идем в ногу со временем, - объясняет проректор по учебной работе. - Все наши специальности, как говорится, «на гребне». Сейчас выпускники трудоустраиваются и в ОАО «РЖД», и в другие компании - транспортные, строительные, начинают личный бизнес.
И мы расширяем спектр возможностей для обучения здесь. Например, железная дорога не обойдется сегодня без психологов. Психологическое и эмоциональное состояние - очень важный фактор, влияющий на успешную работу людей, это понимает и государство.
Так, например, в этом году на специальность «Психология служебной деятельности» были только платные места, но на следующий год будут и бюджетные места. Мы готовим именно производственников, которые будут востребованы.
Ответственный подход
В этом году, по словам Елены Гафиатулиной, ДВГУПС впервые проводил прием на целевое обучение по новым правилам, установленным российским правительством, - «в пределах квоты приема на целевое обучение».
- Это постановление ввело ответственность, - говорит Елена Саугановна. - Если тебе дали направление, то ты обязан после учебы отработать на том предприятии или в той компании, которые тебя направили.
Либо вернуть им деньги за обучение. Трудоустройство и социальная поддержка гарантированы: предприятие, с которым абитуриент заключает договор о целевом обучении, обязано после окончания вуза взять его на работу.
Ответственность возлагается на обе стороны - и на предприятие, и на самого человека. Вот мы приняли 289 целевиков по очной и 36 по заочной форме обучения - все эти люди по окончании нашего вуза будут гарантированно с работой.
То есть, грубо говоря, из тысячи принятых в ДВГУПС человек четверть уже точно будет трудоустроена. Я думаю, что такого большого процента трудоустройства по итогам приема нет ни в одном вузе.
Прежде всего, спасибо, конечно, за это ОАО «РЖД», с которым мы плотно сотрудничаем - в основном, договоры о целевом обучении абитуриенты заключают с их предприятиями.
Среднее профессиональное - по конкурсу!
Особое внимание в университете уделяется и обучению по программам среднего профессионального образования. Здесь вуз тоже шагает в ногу со временем: сегодня в стране повышается авторитет техникумов, колледжей.
Ушло в прошлое время, когда в техникум отправляли троечников. Сейчас во многих средних профессиональных учебных заведениях конкурс не уступает институтскому!
Это в полной мере относится к Хабаровскому техникуму железнодорожного транспорта (одному из факультетов университета), где для поступления средний балл аттестата должен быть 4,3, а на некоторые специальности даже и 4,4.
Только на одну специальность можно было иметь 3,938 балла. Так что поступить не очень просто.
- На очную форму обучения на программы среднего профессионального образования 835 бюджетных мест, - продолжает Гафиатулина. - Мы еще и на внебюджет будем принимать, остались ребята, которые не добрали баллов и оказались не зачислены.
Представляете, у кого-то был 4,2 балл аттестата, а он не добрал и не проходит на эту специальность, потому что там средний балл 4,4... Это уровень учебного заведения. У нас было заявлений по программам среднего профессионального образования по четыре человека на одно бюджетное место.
Дети набраны с хорошим баллом аттестата. Наши студенты, поступившие в Хабаровский техникум железнодорожного транспорта на базе девяти классов, получают и среднее общее образование, и профессию. И выходят на работу - там трудоустройство больше 90 процентов!
А потом могут пойти в университет на заочную форму обучения и получить высшее образование. Это очень хороший путь, особенно для ребят из отдаленных районов Дальнего Востока. Главное - чтобы ребенок хорошо учился и желал учиться! Все зависит от самих ребят.
Флагман Дальнего Востока
А университет делает все, чтобы поступившим было интересно учиться. Открываются новые лаборатории, закладываются деньги на развитие материально-технической базы.
Как шутит Елена Гафиатулина, на «деревянном» компьютере невозможно научить информационным технологиям, связанным с цифровыми разработками и созданием виртуальной и дополненной реальности.
Уже работает программа «Цифровая железная дорога». С началом учебного года в университете планируется открытие новой лаборатории «Беспилотные и цифровые технологии на транспорте и в строительстве», где студенты смогут участвовать в разработке дополненной и виртуальной реальности для решения задач различных отраслей экономики и бизнеса. Университет не имеет права отставать от времени, без информационных технологий никуда!
Жизнь кипит. Железной дороге, Дальнему Востоку нужны специалисты, а значит, ДВГУПС по-прежнему остается флагманом образования на Дальнем Востоке.