Газета «Тихоокеанская звезда», №150 – 15 августа 2019 года.
1 сентября второй раз начнется учебный год в хабаровском Академическом лицее - именно такой статус получила в прошлом году 37-я школа, одна из старейших в городе. В 2017 году, уже отметив свой 80-летний юбилей, она открылась после масштабной реконструкции. Теперь ее история продолжается на новом этапе. И, что особенно важно, вершит эту историю сплоченная команда из опытных педагогов и молодых специалистов.


-Мы очень рады, что новый учебный год с нами начнут сразу четыре «свежеиспеченных» учителя,- говорит директор Академического лицея Изабэлла Прошина.- Можно сказать, что троих из них мы сами для себя вырастили. Это бывшие выпускники 37-й школы. Учитель начальных классов Юлия Витальевна Королева, учителя английского языка Денис Александрович Коротков и Елена Викторовна Горина. Компанию им составила и учитель истории Дарья Сергеевна Полтинина.

Надеюсь, не обижу никого, если особо отмечу Юлию Королеву. Еще студенткой педагогического колледжа она не единожды участвовала в конкурсе профессионального мастерства «WorldSkills», а на финише учебы даже одержала там победу. Для нас, старших коллег, она по-прежнему Юля, но уже пора привыкать называть ее по отчеству - Витальевна.
В этом году Юлия намерена принять участие в конкурсе «Учитель года» в номинации «молодой специалист» - все основания для этого и хороший соревновательный опыт у нее есть, даже всероссийского масштаба.

Что делать с дефицитом кадров?

Для этих ребят, кроме работы, начнется и профессиональный учебный год - мы открываем Школу молодого педагога. Это будет, по сути, клуб единомышленников, и девиз у него - соответствующий: «Хочу учиться, хочу делиться!». Руководить им берется Юлия Королева, ребята друг друга поддерживают.

Молодым специалистам нужна помощь в работе с различными документами, подготовке методических и иных материалов - наши опытные коллеги собираются всячески ребят поддержать. Не секрет, что многие молодые специалисты, столкнувшись с трудностями в «бумажной» работе, утрачивают интерес к профессии, уходят из школы. А нам очень хочется, чтобы наша молодежь в школе не разочаровалась.

-Неужели самое главное - научить ладить с бумажками?

-Нет, это просто та неизбежная рутина, без которой нигде не обходится. А главное - это научиться работать в команде: помогать друг другу, не бояться признаваться, что чего-то не знаешь, и спрашивать об этом. У каждого молодого специалиста будет опытный наставник.

-С приходом «великолепной четверки» вы кадровую проблему решили?

-К сожалению, не полностью. Нам не хватает учителей начальных классов. Это связано с тем, что в «старой» 37-й школе на параллели было всего по два класса, а с прошлого года открываем по 4 первых класса. С одной стороны, хороший знак: стало больше детей, а с другой - кадровая проблема.
Добавьте к этому еще и миграционные процессы - среди покидающих Хабаровский край есть и педагоги. Но мы надеемся до начала учебного года закрыть имеющуюся вакансию. В лицее сейчас 32 педагога, 9 из них - учителя высшей категории. И марку намерены держать - в профильных классах, которым сейчас у нас особое внимание, имеют право работать только учителя высшей категории.

Звание лицея обязывает ко многому

-Статус лицея или гимназии порой воспринимается как некая дань моде…

-Ну, это уж точно не наш случай! Перед нами стоят достаточно амбициозные задачи. Самая главная - дать детям, живущим в поселке имени Горького, новые, актуальные знания и навыки.

И свой статус мы выбрали не сразу. Сначала было намерение создать в обновленных стенах Инженерную школу, и, конечно, это предполагало бы физико-математический уклон. Но когда мы проанализировали ситуацию, то поняли, что в поселке, расположенном далековато от центра города, может не набраться столько детей, которым будет интересно такое достаточно узкое направление.

В итоге и остановили свой выбор на возможности развивать детей в самых разных направлениях - у образовательных организаций сегодня есть право самим решать, какой учебный план вводить, какие обозначать приоритеты. И в 2018 году сделали ставку на естественно-научный предметный цикл и предлагаем углубленное изучение физики, химии, биологии, а также информатики и английского языка. Английским у нас теперь занимаются со второго класса.

К новому учебному году, по сути, начали готовиться еще в прошлом году. Мы ввели для ребят так называемые пропедевтические курсы - они позволяют кратко ознакомиться с основными понятиями, принципами и подходами того или иного предмета, который они потом будут изучать более глубоко и системно. Скажем, шестиклассники уже открыли для себя азы химии, которой они начнут заниматься в новом учебном году.

-Можно ли уже сделать вывод, что идете верным курсом?

-О больших результатах говорить, конечно, рано, но некоторые достижения уже есть. Пожалуй, наш педагогический коллектив не ошибся, когда выбрал для 10-х классов химико-биологический и информационно-технологический профили. Желающих там учиться много.

Дети в наш лицей идут не только из поселка имени Горького, но и из других районов. Число учеников выросло с 470-ти (так было два года назад) до сегодняшних 722, это 26 классов-комплектов. В некоторых классах перебор детей - до 30-34 человек, но это вынужденное нарушение: и мы, и другие наши коллеги в районе и городе обязаны учить всех детей, а школ строится мало.

-Наверное, и от второй смены пока невозможно отказаться?

-Как раз после открытия еще одного нашего здания все три школы поселка имени Горького работают в одну смену! Во вторую смену у наших ребят есть масса возможностей заниматься дополнительным образованием. Это и танцы, и вокал, и спортивные секции.

С нового учебного года будем заниматься повышением финансовой грамотности лицеистов 4-9-х классов - такие будут внеурочные занятия. Заключили договор о сотрудничестве с кандидатом экономических наук Ольгой Викторовной Бартюк - работа пойдет на условиях волонтерства студентов ДВГУПС, где она преподает.

Кстати, наши ученики сами были волонтерами - летом пятиклассники обучали пенсионеров компьютерной грамотности. Курсы прошли 18 человек, они очень довольны, а сколько радости получили сами лицеисты, делясь знаниями! Им очень это нравится!

Слава разлетелась по всему поселку, желающих поучиться много, поэтому мы настроены продолжить работу и в течение учебного года. Ребята планируют привести своих бабушек и дедушек.

-По сути, это первый педагогический опыт для ваших учеников?

-И, надеюсь, не последний. Мы всерьез подумываем о создании в лицее педагогического класса. Сейчас занимаемся разработкой программы «Введение в педагогическую профессию». Делаем набор в группу дополнительного образования учеников 8-9-х классов.

Эту работу будем вести совместно со Школой молодых педагогов - пусть новые коллеги расскажут детям о собственном пути в педагогику, подключаем и учителей с большим опытом. Кроме того, мы несколько лет сотрудничаем с Педагогическим колледжем, Педагогическим институтом ТОГУ, детским центром «Созвездие». Так что надеюсь, что в скором будущем в лицее откроется профильный педагогический класс.

-Есть ли уже у лицея свои «звездочки»?

-Конечно, есть! И мы очень гордимся, что за три последних года выпустили 8 медалистов. В активе лицея - двое «стобалльников» на ЕГЭ по русскому языку, 14 человек показали результаты выше 90 баллов. Наши ребята - активные участники и победители различных городских, краевых и всероссийских конкурсов, Всероссийской олимпиады школьников. Последние 2 года призером Всероссийской олимпиады по физической культуре становилась наша выпускница Елизавета Долгорук.

Не бояться проблем, а решать их

-Как нельзя дважды войти в одну реку, так, видимо, нельзя одинаково начать новый учебный год.

-Всегда большая забота - ремонт. Исходим из имеющихся экономических возможностей и обязательно что-то делаем. В этом году планируем отремонтировать фасад спортивного зала. Деньги из бюджета города нам уже выделены. Также, 2 месяца назад, к нашей радости, нам проложили пешеходную дорожку к зданию начальной школы. На очереди - более серьезная задача: надо чинить кровлю.

А вот другая проблема повторяется каждый год. Это - нехватка учебников. По информации министра образования и науки России Ольги Васильевой, денег на приобретение учебников выделено очень много, она удивляется, почему эти пособия лежат невостребованными?

Мы каждый год, как и все школы, делаем заявку в городской центр развития образования о потребностях в учебниках по нашим программам, там формируют общий документ и отправляют в краевое министерство. Но, к сожалению, вместо нужных нам предлагают пособия по совсем другим программам. И мы вынуждены пользоваться старыми. А ведь первоклассник, приходя в школу, должен получить новенькие книжки! На каком этапе происходит досадный сбой? Очень бы хотелось, чтобы от этой проблемы все мы, наконец, избавились.