Газета «Дальневосточная магистраль», №132 – 26 июля 2019 года.
В дни празднования 45-летия с начала строительства БАМа машинисту эксплуатационного локомотивного депо Комсомольск Александру Говорову был вручён знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет». Эта награда, конечно, обрадовала его отца – бывшего машиниста того же депо, а ныне пенсионера. Александр Анатольевич гордится тем, что сын пошёл по его стопам.
У машинистов есть традиция приводить подросших сыновей в депо, чтобы они увидели, где трудятся их отцы. Именно так в юном возрасте Александр Говоров в сопровождении отца впервые попал в локомотивное депо. С той поры, как выразился наш герой, он и «запал» на железную дорогу.
А потом, как ни предупреждал Говоров-старший, что профессия машиниста очень сложная, как ни отговаривал, сын всё равно пришёл работать на предприятие, где трудился отец. Сначала был помощником машиниста, потом выучился на машиниста. Когда его отец уходил на пенсию, Александр уже набрался опыта. И фамилия Говоровых в депо не затерялась, осталась на слуху.
Трудностей, как и отец, Александр не избегал. И всё, о чём Говоров-старший предупреждал, он испытал. И даже взял на себя ношу потяжелее – поступил заочно учиться в Дальневосточный государственный университет путей сообщения и успешно его окончил.
Наша первая встреча состоялась, когда Александр Говоров трудился машинистом-инструктором. Перейти на эту должность нашему герою предложило руководство депо, и к тому времени он уже несколько лет организовывал работу машинистов своей колонны.
Рабочий день у Говорова в те годы начинался подчас задолго до восьми утра, а заканчивался в зависимости от обстоятельств. Если на следующий день предстояло проводить занятия, то после выполнения чисто инструкторской работы приходилось ещё несколько часов заниматься проработкой конспектов. Поэтому домой частенько возвращался поздним вечером. Локомотивные бригады под его руководством прибавили в опыте, стали считаться одними из лучших в депо. За это их наставник и получил свою первую награду – именные часы начальника Дальневосточной железной дороги.
И всё же, несмотря на заслуженные почёт и уважение, Говоров не переставал мечтать о работе машиниста и о долгих поездках в кабине тепловоза. Он не раз говорил, что эта профессия – его мечта с детства и никакая кабинетная должность её не заменит.
Не отпускали его долго. Но надо знать настойчивость Александра Александровича, и в конце концов ему пошли навстречу.
– Сейчас на работу я хожу как на праздник, – говорит он. – И всё потому, что мне больше нравится водить поезда самому, а не учить кого-то.
Его труд, теперь уже в должности машиниста тепловоза, также был отмечен.
Уходят с производства отцы, приходят их сыновья. Начинаются новые трудовые династии. И есть надежда, что в семье Говоровых железнодорожников вскоре станет больше. В своё время Александр Александрович, следуя традиции, привёл родное предприятие своего восьмилетнего сына, показал ему депо, тепловоз, рассказал о главной железнодорожной профессии. Сын его сейчас служит в армии, а после неё намерен поступать в ДВГУПС. Поэтому есть надежда, что трудовая династия Говоровых продолжится.
Георгий Куниловский