Газета «Дальневосточная магистраль», №97 – 5 июня 2019 г.
Развитие железнодорожной инфраструктуры и строительство новых производств способствуют росту экономики Ванинского района. А тормозит его неблагоприятная демографическая ситуация, которая рано или поздно отрицательно скажется и на деятельности предприятий железнодорожного транспорта. Такой вывод можно сделать после заседания коллегии при главе Ванинского района.

Рассматривались экономические показатели района за 2018 год. Заместитель главы муниципального образования Светлана Хоменко отметила, что рост инвестиционных вложений в экономику района к прошлому периоду более чем в три раза был достигнут в основном за счёт инвестиции ОАО «РЖД» и компаний, занимающихся строительством новых транспортно-перегрузочных комплексов. 

Назовём только вводные объекты 2018 года в Ванинском районе, на строительство которых ОАО «РЖД» затратило немало средств. Была завершена реконструкция разъездов Датта, Хуту и Акур, введена в строй микропроцессорная централизация стрелок и сигналов МПЦ-И на разъездах Имбо и Усть-Орочи.

Развитие железнодорожной инфраструктуры в Ванино увязывается с предстоящим вводом в эксплуатацию новых терминалов. В начале 2020 года появится первый такой транспортно-перегрузочный комплекс по перевалке угля. Его строительство завершает сейчас АО «ВаниноТрансУголь» («ВТУ»). В последующие годы новые различные комплексы появятся у компаний «Дальтрансуголь», «Прайм», «Русал». 

Всё это хорошо, но есть и настораживающие факторы, грозящие экономике района стагнацией. 

– Отмечена тенденция снижения численности субъектов малой предпринимательской деятельности, – вынуждена была признать Светлана Хоменко. – Сложившаяся ситуация связана с уменьшением экономически активного населения, с миграционными процессами. 

Население района в течение десяти последних лет в среднем уменьшается на 700 человек в год. И такой отток, если его не остановить, рано или поздно ощутят на себе и структурные подразделения железной дороги, обслуживающие Ванинский узел. Кадровые проблемы возникнут у эксплуатационного локомотивного депо Совгавань, которому с вводом новых перегрузочных комплексов потребуется больше локомотивных бригад. Понадобится новый персонал и вагонникам. 

Сейчас в районе идёт борьба за кадры сегодняшнего дня и завтрашнего. АО «ВТУ», например, подписало соответствующее соглашение с Комсомольским-на-Амуре государственным университетом (КнАГУ) о подготовке специалистов для компании. 

– Мы создаём в 9-11 классах специализированные технические классы, – прокомментировал генеральный директор АО «ВТУ» Юрий Тямушкин. – Выпускники этих классов смогут получить среднее техническое или высшее техническое образование на базе филиала КнАГУ. АО «ВТУ» будет сопровождать обучение студентов-специалистов на всех этапах: от школы до техникума и вуза. 

Филиал КнАГУ действует в самом Ванино. Дальневосточная магистраль может предложить выпускникам района стать студентами ДВГУПСа и железнодорожного техникума. Но эти учреждения находятся за пределами районного центра.

Георгий Куниловский