Газета «Дальневосточная магистраль», №54 – 29 марта 2019 года.
В дочери и внуке тындинский машинист воспитал трудолюбие и ответственность
Тында, расположенная на перекрёстке Большого и Малого БАМа, всегда славилась крепкими семьями. Многие из них на протяжении нескольких поколений объединяет железнодорожная профессия.

Машинист Эскендер Ибрагимов в этом году отметит 40 лет работы на БАМе. Почётный железнодорожник водит пассажирские поезда. Он приехал на БАМ из Узбекистана 29 октября 1979 года – в  день рождения комсомола – в составе первого Всесоюзного отряда молодых железнодорожников. Было ему 24 года. Помощник машиниста быстро освоился на новом месте. Сегодня Эскендер Ибрагимов – один из лучших машинистов депо. Его называют живой легендой магистрали. Ему доводилось вести поезда с лидером Северной Кореи, министрами и президентом ОАО «РЖД». 

А в 1996 году кабину тепловоза инспектировал министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев. Он задал несколько вопросов, прошёлся по дизельному отделению и тут же дал распоряжение присвоить Эскендеру первый класс машиниста тепловоза без сдачи экзаменов за образцовое содержание локомотива и отличное знание ПТЭ. За профессионализм и преданность профессии машинист получил орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Тында стала для него родным домом, и если многие ехали сюда на три года ради того, чтобы заработать на машину, то у него другая история – молодому парню с юга хотелось проверить себя на стойкость и научиться работать в суровых условиях. Этот экзамен он сдал на отлично.

– Я 40 лет вожу поезда по одним и тем же маршрутам и каждый раз не перестаю любоваться пейзажами из кабины машиниста. Какие у нас горы, реки, леса… Я не живу мечтой переехать из Тынды. Для меня на первом месте семья и работа. Моя мечта – как можно дольше поработать, железная дорога не даёт мне стареть, – говорит ветеран БАМа. 

В Тынде живёт дочь Эскендера Ибрагимова Эльвира Распопова. Она работает ведущим специалистом по охране труда на производственном участке Тында-Северная Байкало-Амурской дирекции по ремонту тягового подвижного состава. После школы девушка мечтала о профессии психолога, но, столкнувшись с реалиями взрослой жизни, в 19 лет пошла мыть тепловозы. Прежде чем перейти из производственного цеха в кабинет, она семь лет отработала слесарем в депо.

– Я никогда не боялась трудной работы, не просила отца помочь мне в продвижении по карьерной лестнице. Самостоятельно пробивала себе дорогу в жизни, – рассказывает Эльвира. – Чем бы я ни занималась: мыла ли тепловозы, собирала польстеры, перебирала фильтры грубой очистки, центробежные фильтры, выполняла ли обязанности секретаря начальника депо, я всегда старалась делать всё на совесть и приносить людям пользу. Так меня учил отец. Охрана труда – область для меня новая и интересная, вижу здесь большие возможности для развития. Но, чтобы стать толковым и  действительно компетентным специалистом, надо усердно работать и повышать свой уровень.

В 2007 году Эльвира Распопова получила заветный диплом педагога-психолога. Университетские знания помогают ей в работе с людьми. Есть у Эльвиры и диплом ДВГУПСа по специальности «техносферная безопасность». 

Старший сын Эльвиры Руслан пошёл по стопам деда, парень учится в Байкало-Амурском институте железнодорожного транспорта. Студент знает устройство тепловоза не по учебникам: в детстве он часто бывал в поездках и учился у своего деда мастерству управления локомотивом. Дед и мама возлагают на Руслана большие надежды. 

– В нашей семье ценятся традиционные понятия о том, что нужно делать мужчине, чтобы считаться таковым, и что человек труда, работяга – в почёте и приоритете, – говорит мама будущего железнодорожника.

Вера Григорьева