Газета «Гудок» (г. Москва), №63 – 11 апреля 2019 года.
Бывший вице-президент ОАО «РЖД», ныне член совета директоров футбольного клуба «Локомотив» Салман Бабаев знает о БАМе не понаслышке. На Байкало-Амурской железной дороге он провёл 10 лет и вошёл в историю как её последний начальник. Салман Магомедрасулович уверен: сегодня БАМ обретает второе дыхание.
На вопрос о том, какие эмоции он испытывает, вспоминая о годах, проведённых на БАМе, мой собеседник, не задумываясь, ответил: «Это был самый лучший период моей жизни. Мы были молоды, амбициозны и верили в то, что создаём будущее железных дорог страны».
«Лучший период жизни» Салмана Бабаева приходится на 1987–1997 годы. К тому времени Байкало-Амурская железная дорога как самостоятельная структурная единица с управлением в Тынде существовала уже шесть лет, взяв на себя функции представителя заказчика строительства, эксплуатацию завершённых участков и объектов БАМа.
На магистраль Салман Магомедрасулович попал, уже имея 10-летний стаж работы в отрасли: в 1978 году он окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне – Дальневосточный госуниверситет путей сообщения (ДвГУПС) по специальности «Инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог», после чего прошёл путь от помощника составителя поездов до начальника отдела движения Хабаровского отделения Дальневосточной дороги.
«В 1987 году меня вызвали в местное бюро райкома партии и велели лететь в Москву. В то время министром путей сообщения был Николай Семёнович Конорев. В столице меня назначили начальником Ургальского отделения Байкало-Амурской железной дороги. Так я и попал на БАМ», – вспоминает Салман Бабаев.
В посёлке Новый Ургал он проработал четыре года, после чего был переведён в Тынду и назначен сначала первым заместителем начальника дороги, затем – её начальником.
«На БАМе все были равны: руководители и рабочие жили в очень непростых условиях. Поскольку магистраль растянулась на четыре с лишним тысячи километров, а строительство и эксплуатационные работы шли везде, моим домом был вагон», – рассказал Салман Бабаев.
Жизнь на БАМе кипела: люди приезжали на легендарную стройку со всей страны. «Нужно было не просто дать им указания, как и что делать, но и сплотить. Нередко велись споры: железнодорожники с разных дорог привыкли к разным технологиям работы, а ребята из студенческих отрядов и вовсе были неопытны. Однако зачастую противоречия снимались легко: людям нужно было просто напомнить, что все мы трудимся ради общей цели. Все бамовцы так или иначе были созидателями, болеющими за своё дело, – поделился Салман Бабаев. – Кстати, многие нынешние участники всероссийских строек, в частности, Крымского моста, олимпийской транспортной инфраструктуры – бывшие бамовцы. Магистраль вырастила настоящих профессионалов своего дела».
Работы в период строительства магистрали было много: одновременно отсыпалось земляное полотно, строились тоннели и мосты, укладывались рельсы, по которым тут же пускали поезда.
Особенно тяжело приходилось зимой, вспоминает Салман Магомедрасулович: «Помню, как 31 декабря вместо празднования Нового года мы вместе с Григорием Иосифовичем Когатько, который в то время возглавлял одну из железнодорожных частей на БАМе (в 1992 году Григорий Когатько был назначен командующим Железнодорожными войсками РФ. – Ред.), сидели в котельных и следили, чтобы они не замёрзли, ведь на улице был 40-градусный мороз».
По словам Салмана Бабаева, в годы перестройки зазвучали речи о том, что строительство БАМа – невыгодное дело, что дорогу нужно было прокладывать в другом направлении.
«И тогда, и сейчас стою на своём: строительство и развитие этой магистрали – правильное и нужное дело. Там же рядом столько сырьевых месторождений, которые близки к товарным рынкам сбыта! БАМ создаёт своеобразный плацдарм освоения этих территорий», – уверен он.
Когда в 1997 году Байкало-Амурскую дорогу расформировали, поделив её участки между Восточно-Сибирской и Дальневосточной магистралями, Салман Бабаев был назначен первым заместителем начальника Дальневосточной дороги, затем работал на Северо-Кавказской, Московской и Приволжской дорогах, а в 2003 году стал вице-президентом ОАО «РЖД». На пенсию вышел в 2017 году, а 5 марта 2019 года был избран членом совета директоров футбольного клуба «Локомотив».
«БАМ навсегда останется для меня одним из самых приятных воспоминаний в жизни. Я уверен, что магистраль ещё проявит себя, принеся огромную пользу экономике страны», – подчеркнул Салман Бабаев.
Юлия Антич