Газета «Гудок» (г. Москва), №61 – 9 апреля 2019 года.
Раздельному сбору отходов нужна поддержка.
Пластиковая упаковка – злейший враг окружающей среды: её находят в водах Арктики, в Марианской впадине на глубине 11 тыс. м, в желудках птиц и млекопитающих. С 1 января в России введён закон о раздельном сборе мусора, запрещающий выбрасывать в общие контейнеры бумагу, картон, стекло и пластик. Эта мера должна увеличить объём вторичной переработки пластиковых отходов. Раздельным сбором мусора на своих объектах занимаются и РЖД.
Жёлтый – цвет сезона
Как рассказали «Гудку» в Дирекции скоростного сообщения, в поездах «Сапсан» с 2014 года функционирует программа раздельного сбора макулатуры и оставшегося мусора. Тогда были созданы специальные тележки, разделённые на секции для обособления отдельной фракции под макулатуру. Для удобства пассажиров каждая секция тележки была помечена специальным значком-стикером, на котором была указана принадлежность фракции.
С апреля этого года программа переходит на новый уровень: теперь из собранного мусора можно будет выделить пластиковые отходы. Специально для этого в «Сапсанах» обновили мобильные тележки, там появилась ёмкость, куда и будут складировать пластик. «Учитывая опыт прошлых лет, мы также пометили специальными стикерами тележки, благодаря которым пассажир понимает, где фракция для пластика, а где для прочих отходов», – уточнили в дирекции.
Также пассажиров «Сапсанов» информируют о необходимости бережного отношения к окружающей среде – на верхних мониторах в поезде размещён тематический видеоролик.
Стоит отметить, что ещё пять лет назад в «Сапсанах» началась замена пластиковой посуды на экологически чистую, одноразовую. «Эта посуда изготавливается из растительных материалов: кукурузного крахмала и других природных материалов, – рассказали в дирекции. – В почве они полностью разлагаются, не выделяя вредных соединений и токсичных запахов, а затем превращаются в органическое удобрение».
Разделение мусора по разным фракциям – дополнительное удобство для работников клининговых компаний: благодаря этому они экономят время при формировании отходов для повторного использования и оставшегося мусора. Собранные таким образом отходы и пластик будут передаваться компаниям, которые работают на рынке вторсырья, для дальнейшей переработки и использования их в производстве. Ежегодно в поездах собирается и передаётся на переработку свыше 30 тонн макулатуры, из которых изготавливают упаковочный картон и обёрточную бумагу, что эквивалентно сохранению примерно 460 взрослых деревьев.
Сбор на вокзале
На вокзалах сети также внедряют систему раздельного сбора мусора. Эта работа ведётся с 2014 года.
«За это время такие урны установили на 61 вокзале из 348, – уточнили в Дирекции железнодорожных вокзалов. – Установка специальных урн полдела. Пассажиров нужно постоянно информировать о том, как важно бережно относиться к окружающей среде. Мы оповещаем о раздельном сборе отходов, рассказываем, как сортировать мусор, размещаем просветительские плакаты по экологической тематике. На 41 вокзале транслируем экологические видеоролики».
В прошлом году на 116 вокзалах, где установлены урны, было собрано 116 тонн мусора, в том числе 83,5 тонны бумаги, 15 тонн пластика, 9 тонн стекла. «Мы стараемся снижать объёмы твёрдых коммунальных отходов на самих вокзалах, – отметили в дирекции. – Для этого мы установили 18 пресс-компакторов, которые прессуют отходы, уменьшая их объём, что в итоге снижает наши затраты на вывоз мусора».
Привычка разделять
От пассажирского блока холдинга не отстаёт производственный.
«В составе дирекции семь путевых машинных станций (ПМС), – говорит эколог Куйбышевской дирекции по ремонту пути Светлана Кудашкина. – На снабжение работников ПМС ежегодно приобретается 2350 бутылей питьевой воды ёмкостью 19 литров каждая. В период летних ремонтных работ специалисты ПМС проживают в пассажирских вагонах, в служебных купе проводников установлены бутыли с водой и помпой. Одноразовой посуды в вагонах нет, работники питаются и пьют воду из обычной посуды. Взамен пустой тары (бутылей) поставщик питьевой воды привозит полные ёмкости».
В последнюю неделю каждого месяца на базах ПМС проводится экологическая акция «Зелёная пятница. Ноль воздействия на окружающую среду». «В акциях участвуют все работники ПМС: приводят в порядок территорию, цеха, убирают пути предприятий от производственного и бытового мусора, в том числе от пластиковых отходов», – говорит Светлана Кудашкина.
«Важно приучить людей к действию, – уверена начальник Центра охраны окружающей среды на Южно-Уральской дороге Оксана Черноволова. – Раздельным сбором отходов на дороге занимаются с 2014 года. На предприятиях установлены контейнеры для стекла, пластика, прочего бытового мусора. Заключены договоры на их вывоз. Но в итоге раздельно собранные отходы вывозятся на один полигон. Пока инфраструктура переработки отходов полностью не готова, будем вырабатывать навык».
«Концепция, которой мы должны следовать, – раздельный сбор отходов, – отметил начальник Центра охраны природы на Свердловской дороге Эдуард Рябухин. – Мы пытались и пытаемся его внедрить, но в итоге при отправке отходов всё оказывается в одном контейнере». А в прошлом году СвЖД передала во вторичный оборот более 5 тонн пластика. По словам Эдуарда Рябухина, сегодня в Екатеринбурге определены региональные операторы, которые начали заниматься вывозкой селективных отходов. Это «Спецавтобаза», «Экосервис» и «Рифей». Они начали внедрять систему сортировки. С двумя из них у СвЖД заключены договоры.
Во многих городах России отсутствуют переработчики пластиковых отходов. В целом по стране рынок вторичного сырья только набирает обороты, его инфраструктура не развита.
Учитывая изменения законодательных требований и постепенный запрет на захоронение отходов, которые могли бы быть использованы повторно, в депо Дирекции тяги готовы организовать сбор отходов пластика. «Первой проблемой на этом пути является небольшой объём образования пластиковых отходов в депо, – пояснила ведущий инженер по охране окружающей среды службы охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Дирекции тяги Марина Грачёва. – Переработчикам невыгодно забирать небольшие партии. Проблему можно попробовать решить, объединившись для сдачи отходов с другими структурными подразделениями, расположенными в одном узле».
Сейчас идёт формирование экологической концепции ОАО «РЖД» по вовлечению отходов во вторичный оборот. «При её реализации мы предлагаем рассмотреть возможность создания экотехнопарка ОАО «РЖД», – говорит Марина Грачёва. – Необходима инвестиционная программа развития инфраструктуры раздельного сбора отходов, создание соответствующих контейнерных площадок, приобретение оборудования и техники».
По её словам, надо дать возможность внедрить научные исследования в области вовлечения отходов во вторичный оборот.
Что говорит наука
К слову, такой опыт существует. Как уже писал «Гудок» (№ 209 от 21.11.18), студенческое научно-конструкторское бюро Дальневосточного государственного университета путей сообщения создало первую рабочую модель экструдера (машина для размягчения материалов и придания им формы путём продавливания через профилирующий инструмент) для 3D-печати. И бытовой пластик идеально подходит в качестве сырья для создания моделей.
В лаборатории стоит 3D-принтер, который использует инженерный пластик повышенной прочности. Детали из него можно применять в механизмах. Здесь есть токарный и фрезерный станки с числовым программным управлением, которые позволяют изготавливать элементы из металлов, верстак для грубой обработки и стенд для работы с электроникой. Полный цикл производства в миниатюре. Иногда печать сбивается, деталь выходит с браком. Приходится выбрасывать. На простых 3D-принтерах 100 граммов изделия обходится в 18 руб., при печати с хорошим качеством – в 120 руб. Бракованную деталь уже не переделаешь, а пластик на неё потрачен. Экструдер эти отходы будет заново переплавлять в струну, которую снова можно использовать в печати. Кроме того, он позволяет использовать для печати пластиковые бутылки.
«Мы просчитали математическую модель устройства и экономическую составляющую проекта, – говорит начальник организационно-технического отдела координационного центра научной подготовки студентов ДВГУПСа Александр Холодилов. – Теперь хотим выйти на производство серии экструдеров. Также мы немного изменили сам проект, чтобы принять участие в конкурсе грантов Федерального агентства по делам молодёжи».
Следующий этап – экологический центр. Авторы проекта хотят организовать сбор пластика по городу, перерабатывать его и производить гранулы, которые могут использоваться как в 3D-печати, так и, к примеру, в благоустройстве спортивных площадок. «Мы посчитали, что три экструдера – идеальное соотношение цены производства и итогового использования ресурса, – продолжает Александр Холодилов. – Ребята пришли к выводу, что в Хабаровске необходима система специализированных урн. Они планируют разработать мобильное приложение, позволяющее при утилизации пластикового мусора в таких урнах получать баллы, которые давали бы в магазинах определённые скидки».
На производство одного экструдера студентам необходимо около 350 тыс. руб. Сейчас авторы проекта готовят заявки на участие в грантовых программах, чтобы воплотить готовый проект в жизнь.
Игнат Вьюгин