Газета «Тихоокеанская звезда», №32 – 22 февраля 2019 года.
Давно ли вы смотрели на свой город? Один и тот же ежедневный маршрут не в счет. Сегодня мы не смотрим на город даже из окна автомобиля, автобуса или трамвая, часто едем, уткнувшись в свои гаджеты. А ведь город можно не только увидеть, но и услышать, прочитать, почувствовать.
Как это сделать грамотно и с пользой для дела, хабаровчан несколько дней учили московские эксперты. Участники «Школы прикладной урбанистики», организованной компанией «Талан», Открытым Университетом Интеллектуального развития человека и Центром Прикладной Урбанистики, пытались понять, что горожан вдохновляет, каким бы они хотели видеть свой город.
На одном из семинаров социолог проекта Марья Леонтьева представила слушателям предварительные итоги небольшого исследования. Команда социологов изучила полтора года жизни Хабаровска с самых разных сторон. Каким же эксперты увидели краевой центр?
Основные события происходят в центральной части города - набережная, исторический центр, ДВГУПС, «Платинум Арена». Если мероприятия не связаны с набережной - то большинство проходят в помещениях. Это одна из особенностей Хабаровска. Если хабаровчане не участвуют в городских событиях, то чаще всего свое свободное время проводят в торговых центрах.
По количеству и расположению всевозможных баров, кафе, ресторанов эксперты пришли к выводу, что в городе очень много фастфудов и климат для такой индустрии у нас благоприятный. Но больше всего социологов поразила еще одна особенность - оказывается, хабаровчане очень любят петь.
У нас аномально большое количество караоке-баров.
С чем это связано, эксперты пока понять не могут. А еще хабаровская молодежь любит спорт. У нас популярна воркаут-площадка на Амурском бульваре. И спортивных детско-юношеских школ - 85. Это, как заметила Марья Леонтьева, много.
Социологи не ограничились изучением карт и различных реестров. Они поинтересовались у хабаровчан, что их в городе вдохновляет, какие проблемы городской среды выделяют, как проводят свободное время, какие у горожан критерии комфортности.
Хабаровск у его жителей ассоциируется с конкретными названиями. Это, как оказалось, редкость. Эксперты объясняют это тем, что у хабаровчан много мест, любимых независимо от пола, возраста, происхождения и уровня дохода: Амур, Набережная, пруды, арена «Ерофей», площадь Ленина.
Социологи выяснили, что хабаровчане, в отличие от жителей многих других городов страны, не стесняются кричать «Ура». И говоря о городских событиях, мы часто употребляем слова «шествие» и «салют».
Отдельный вопрос исследования был посвящен проблемам городской среды. Четверть опрошенных горожан говорила о качестве дорог, пешеходных связей и доступности среды. Немало хабаровчан волнуют проблемы экологии. На третьем месте оказались проблемы, связанные с дизайном - это и фасады, и наружная реклама, и контраст между архитектурным наследием и современной застройкой.
Интересно, что, по данным исследования, горожане практически пополам разделились на тех, кто готов принимать участие в обсуждении проектов развития городской среды, и тех, кто затрудняется с ответом. Наиболее активными в этом плане стали жители Кировского района, а самые недоверчивые - жители Индустриального района.
А во время практической части школы ее участники как раз пытались по-новому посмотреть на город, в котором кто-то живет с рождения, а кто-то всего несколько лет. Им нужно было понять, как Хабаровск разговаривает с помощью рекламных вывесок, чем пахнет, как звучит.
Некоторые из участников пришли к выводу, что в нашем городе не обращают внимание на мелочи. Например, тигр в арке на Муравьева-Амурского - яркий стрит-арт в самом центре города, но все впечатление портит даже не урна, а мусор, разбросанный вокруг нее. Еще один похожий пример - арт-объект «Я люблю ДВГАФК» у Дальневосточной государственной академии физической культуры и спорта.
«В любви академии хабаровчане признаются, но даже не задумываются о том, чтобы убрать мусор, разбросанный вокруг. Таким образом проявить свои чувства к учебному заведению»,- высказался один из участников школы. Несколько раз говорилось о том, что Хабаровск обезличен, мало какой-то креативной рекламы, мало «сумасшедших» в хорошем смысле этого слова художников, которые могли бы создавать запоминающиеся, яркие образы в родном городе. Часто этому мешает отсутствие понимания с городскими властями.
Мнений звучало много. Для каждого Хабаровск в тот день открылся с новой стороны, каждый что-то понял лично для себя. Самое ценное, я считаю, прозвучало в конце семинара. Как минимум три участника, признавшиеся в том, что были настроены на переезд в другие города страны, пришли к выводу, что и в Хабаровске не все потеряно, что и они при желании могут влиять на развитие своего города и делать его лучше.
Я. ВЕТРОВА.