Газета «Дальневосточная магистраль», №21 – 8 февраля 2019 года.
Рассказывает директор психологического центра ДВГУПСа Ирина Донкан:
- Мы работаем с ребятами, поступившими в институт. В последние годы специалисты нашего центра столкнулись с проблемой, что многие молодые люди социально не адаптированы и не готовы к самостоятельной жизни в обществе.
В вузе у них наступает совершенно другая жизнь. Здесь уже нет контроля родителей. Возникают разные жизненные трудности. В результате ребята либо уходят из института, либо с большим трудом адаптируются, либо попадают в ситуации, к которым они не готовы и которые могут привести к нежелательным последствиям.
Готов или нет ребёнок к поступлению в вуз или техникум, зависит от того, как этот вопрос поставлен в семье. И от общего кругозора вчерашнего школьника.
Может быть, одним из элементов профориентации должна стать профилактическая работа, когда мы, выступая перед родителями, могли бы рассказывать им не только о специальностях и экзаменах, но и о том, на что нужно обратить внимание при подготовке ребёнка к самостоятельной жизни.
В литературе по возрастной психологии написано, что дети проигрывают дома многие возможные сценарии своей взрослой жизни. В возрасте сюжетно-ролевых игр закладываются представления детей о той профессии, которую они могут выбрать. Первоначально ребёнок ориентируется на своих родителей и на те специальности, которыми владеют члены его семьи. В процессе жизни он получает опыт и меняет своё представление о профессии.
Родителям стоит знакомиться с результатами профориентационных тестов. Они должны знать, с какими трудностями будет сталкиваться ребёнок. Представление о том, что воспитание заканчивается, как только отдал своего сына или дочь в институт, – устарело. Сейчас воспитание не заканчивается никогда. Информации слишком много, развитие технологий идёт очень быстро. И мы до конца жизни должны заниматься самовоспитанием и самообразованием. А показать в этом пример должна семья – сами родители должны заниматься воспитанием и образованием в течение всей жизни.