Газета «Гудок» (г. Москва), №13 – 29 января 2019 г.
Ярослав Новачук, профессор ДВГУПСа:
- Специалистами Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС) разработана программа мероприятий, которые позволят существенно повысить ресурс бандажей колёсных пар локомотива. 

По данным официальной статистики за период с 1995 по 2017 год, в локомотивных структурах железных дорог ОАО «РЖД» обточено более 23 млн колёсных пар, из которых более 80% – по причине износа гребней бандажей. Такие потери указывают на существенный недостаток технических знаний у эксплуатационников и отсутствие научно-обоснованной теории многоплановой механики качения колёс по рельсовой колее. 

Результаты исследований команды кафедры «Транспорт железных дорог» ДВГУПСа показали, что фундаментальная теория циклоидальных кривых, отражающая движение круга, адаптированная к железнодорожному колесу, стоит в одном ряду с теориями баллистики, устойчивости кораблей, летательных аппаратов и другими законами механики. 

На основе кинематических (геометрических) характеристик удлинённой циклоиды выполнено обоснование взаимодействия гребней колёс различного диаметра с боковыми гранями головок рельсов на прямых и в кривых участках рельсовой колеи. Используя реальные параметры конструкций экипажей, мы смогли разработать имитационную модель математического анализа положения колёсной пары в колее и критерии взаимодействия гребней колёс при её перекосе в экипаже и в рельсовой колее. 

Установлены характерные зависимости скорости и ускорения взаимодействия различных сечений профиля колёс с рельсами. Располагая причинно-следственными зависимостями колёсных пар и пути, в ДВГУПСе разработали первоочередные мероприятия, внедрение которых обеспечит сокращение расходов топливно-энергетических ресурсов, отказов тяговых электродвигателей, обточек колёсных пар на ТО-4, количества единиц инвентарного парка, а также затрат на лубрикацию.