Газета «Дальневосточная магистраль», №43 – 16 ноября 2018 года.
Школа-интернат № 28 ОАО «РЖД» на станции Смоляниново второй год успешно использует активизирующие методы профориентационной работы. Педагоги не зазывают школьника на железную дорогу, а ставят в ситуацию, когда нужно сделать выбор – какое место он хочет занять в жизни. В результате, даже если дети выбирают не профильный вуз, работать они хотят всё равно на железной дороге. 

– Мы перепробовали всё: игры, экскурсии, лекции, круглые столы – не работает. Индивидуально разговаривали с детьми, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе школы-интерната № 28 Оксана Грудинова. – Выявили такую закономерность: те, кто сразу говорит, что пойдёт учиться в ДВГУПС, – 100-процентно не выбирают этот вуз.

А ребята, которые не хотят раскрываться и не говорят, какой вуз выбрали, часто поступают именно в ДВГУПС. Даже те, кто заявляют, что пойдут куда угодно, но не на железную дорогу, выбирают железнодорожные специальности.

Пересмотрев опыт профориентационной работы, педагоги решили построить работу так, чтобы выводы ребёнок делал сам, а не говорил то, что хотят слышать взрослые. На уроках учителя используют различные методики, которые заставляют ученика занять активную позицию. Почему не попробовать что-то похожее в профориентации?

Решением стала методика доктора педагогических наук Николая Пряжникова, которая создана, чтобы повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.

В этой игре используются 45 карточек, которые объединены в пять групп по темам. Задача взрослого – объяснить правила и иногда задавать провокационные вопросы. Ребёнок должен с левой стороны разложить карточки с тезисами, которые ему близки, с правой – те, что противоречат его убеждениям, если какой-то тезис он резко осуждает, может перевернуть карточку лицом вниз. После того как карточки распределены, взрослый помогает ребёнку разобраться, почему набор получился именно таким. Затем ещё раз просматривают все карточки и по оставшимся характеристикам вместе подбирают профессии, которые им соответствуют.

– Дети, у которых уже есть цель, справляются быстро, – делится наблюдениями Оксана Грудинова. – Одна девочка вышла со словами: «Вы меня так заинтриговали. Мне придётся сейчас идти и думать».

Главная задача работников интерната: за­пустить осознанный выбор. Две выпускницы, прошедшие через эту методику, сознательно выбрали медицинский вуз и железнодорожную медицину. Когда они получат диплом, их уже будут ждать в железнодорожной больнице Владивостока.

Екатерина Крюкова