Газета «Дальневосточная магистраль», №33 – 7 сентября 2018 года.
В Дальневосточном государственном университете путей сообщения в рамках Хабаровской летней международной школы студенты из России, Китая и Японии защитили свои проекты по робототехнике.
Своих роботов представили команды трёх учебных заведений – технологического колледжа города Нагаока из Японии, Даляньского транспортного университета из КНР и Естественно-научного института ДВГУПСа.
Все роботы имеют одни и те же функциональные возможности, умеют двигаться и воспроизводить звуки по заданным командам. В полях летней школы ребята преследовали цель научить их дружить между собой. Платформа даёт возможность студентам из разных стран обменяться опытом и разработать совместный проект.
Стоит отметить, что проекты по созданию системы ролевого интеллекта реализуются с 2016 года в рамках Летней школы ДВГУПСа. В 2018-м поставлена задача создать коллектив роботов.
– Это уникальный проект, потому что представители разных команд работали над конкретной целью. Обычно на соревнованиях нужно стать лучше соперников, здесь же мы учим роботов взаимодействовать и обмениваемся опытом. Идея совместной работы появилась во время посещения Японии три месяца назад, до этого ребята самостоятельно разрабатывали своих роботов, – говорит технический куратор проекта Владлен Сурица.
Не обошлось и без технологических нестыковок. Например, у России с Японией разное напряжение в электрических сетях. Да и розетки тоже выглядят по-разному. Приходилось что-то придумывать, чтобы решить проблемы.
– Было недопонимание и в общении друг с другом. Английский язык один, но говорят на нём, как выяснилось, по-разному. Поэтому поначалу рисовали друг другу на бумаге, а потом стали выстраивать взаимодействие с помощью специальных приложений. Сейчас общение идёт в основном посредством приложения «WeChat», – говорит Владлен Сурица.
Студенты помогают друг другу в разработке роботов. У каждой страны есть сильные и слабые стороны. Китайский робот, к примеру, может распознавать пламя огня и передвигаться по черным линиям, японский робот видит на все 360 градусов, наш робот способен самостоятельно состыковываться со станцией зарядки.
– У китайцев и японцев есть чёткое разделение обязанностей внутри команд. Наши же ребята могут работать одновременно в разных направлениях. При этом стоит учесть, что у нас в команде первокурсники, а у них в переводе на наши стандарты четвёртый-пятый курсы, – поделился куратор.
Пока роботы ещё не научились дружить, но основная цель по организации их взаимодействия достигнута. На этом команда студентов разных стран останавливаться не собирается. Молодые люди планируют создать одну единую роботизированную платформу на основе сильных сторон уже существующих разработок.
После окончания защиты проектов все участники команд получили из рук директора летней школы Светланы Хан сертификаты о прохождении обучения в ДВГУПСе.
Наталья Киреева