Газета «Дальневосточная магистраль», №31 – 24 августа 2018 года.
Профессор-легенда в каждом выпуске видит талантливых студентов, которые продолжат его дело.

В День железнодорожника заведующему кафедрой «Мосты, тоннели и подземные сооружения» Института транспортного строительства ДВГУПСа Борису Смышляеву вручили медаль «Железным дорогам России 180 лет». В этом году, также в университете, он отметил своё 70-летие. Многие железнодорожники называют его своим учителем.

Борис Смышляев сам когда-то был студентом этого вуза. Больше полувека назад Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта набрал сотню абитуриентов на факультет «Строительство железных дорог». В те годы за партами рядом с нашим героем сидели будущий главный инженер Дальневосточной железной дороги, автор проекта арены «Ерофей», строитель автомобильных развязок в центре Хабаровска. Из той сотни дипломы о высшем образовании получили около 70 человек. Каждый из них стал автором уникального инженерного проекта.

– Я смотрю на современных ребят и понимаю, что мы тогда очень напряжённо учились. Сегодня они проще относятся к учёбе, они другие, – признавался Борис Смышляев на одной из встреч выпускников. – Хотя на каждом курсе есть талантливые ребята, которые готовы грызть гранит науки, изучать все тонкости будущей профессии. С ними интересно работать.

Многие из таких талантливых студентов сегодня трудятся в дистанции искусственных сооружений. Они обслуживают самые интересные, сложные и важные объекты: Амурский мост и тоннель под Амуром у Хабаровска, когда-то ставшие делом жизни для бывших студентов выпуска 1971 года.

Один из однокурсников Бориса Смышляева Владимир Крапивный, будучи главным инженером Дальневосточной железной дороги, начал работу по реконструкции исторического моста над Амуром. Сотни инженеров готовили проекты, обо¬снования и документацию для этой величайшей стройки Дальневосточной железной дороги. Предстояло убрать последний однопутный участок Транссиба. Борис Смышляев тогда включился в эту работу со стороны инженерной науки.

На столетии Амурского моста Владимир Крапивный признался, что самым волнующим был момент начала реконструкции, когда работы начались, а самая главная бумага, разрешающая строительство, в Хабаровск ещё не пришла. Они рискнули, потому что верили в своё дело и знали, что работать дальше с однопутным мостом магистраль не может.

В начале октября 2009 года государственная комиссия подписала акт приёмки сооружения. Испытания пролётных строений моста шли под контролем специалистов Дальневосточного государственного университета путей сообщения и Хабаровской мостоиспытательной станции Центра обследований и диагностики сооружений ОАО «РЖД».

На мост подняли 17 гружёных хоппер-дозаторов, каждый весом 69–75 тонн. В испытательный состав включили также технический вагон и два локомотива: один – в голове, другой – в хвосте поезда. На всей дистанции в 2,6 км датчики фиксировали прогибы, напряжения и деформации элементов пролётных строений: нижнего и верхнего пояса, раскосов, подвесок.

– Эксперимент показал, что усилия и перемещения, которые возникают в различных частях металлоконструкций под испытательной нагрузкой, намного меньше расчётных. Пролётные строения работают в упругой стадии, то есть все элементы сооружения после снятия нагрузки возвращаются в своё прежнее состояние, – рассказывал журналистам после испытаний Борис Смышляев.

Тогда он дал мосту гарантию 70–80 лет эксплуатации. Таков нормативный срок службы металлоконструкций. Прошло почти 10 лет, Амурский мост готов принимать новые составы. Его старая ферма стала музейным экспонатом, а новые, испытанные Борисом Смышляевым, – символом Хабаровска, знакомым всем по 5000-й купюре.

Екатерина Крюкова