Газета «Дальневосточная магистраль», № 28 – 3 августа 2018 года.
Идею «LocoForce» оценили на всероссийском конкурсе, и авторы готовы покорить с ней мировой рынок

Техник по расшифровке скоростемерных лент Дальневосточной дирекции тяги Владимир Заболотный создал прибор, который поможет снизить число отказов по автосцепкам. В России экономический эффект перевалит за 100 млн рублей в год. Просчитать экономию можно ещё для 11 стран, в которых это изобретение поможет сделать тяжеловесные перевозки более эффективными.

Повышение массы поезда за счёт увеличения числа грузовых вагонов вызывает рост продольных сил в грузовых поездах. А это преждевременный износ автосцепного оборудования, обрывы автосцепок – угроза безопасности движения поездов. 

– Устройство «LocoForce» служит для измерения продольных сил в поездах повышенной массы и длины и позволит повысить безопасность, эффективность и качество вождения тяжеловесных и сдвоенных поездов, – рассказал Владимир. – Идея родилась в ДВГУПСе. На втором курсе я стал заниматься наукой, и тогда же началась работа.

Точкой отсчёта стал проект изготовления тензометрической автосцепки. Это имеющийся сегодня прибор контроля продольных сил в тяжеловесных поездах. Этот проект Владимир Заболотный, тогда ещё студент, разрабатывал на кафедре вместе с преподавателями и одногруппниками. Разработку опробовали и нашли существенные недостатки этого метода измерения.

– Тогда и родилась идея создать свой прибор контроля и измерения продольных сил в тяжеловесных поездах. Мы начали глубже разбираться в теме, – вспоминает он историю создания «LocoForce». – Сначала представили наработки на всероссийском конкурсе «У.М.Н.И.К» и победили.

Основная цель программы «У.М.Н.И.К.» – выявление молодых учёных, стремящихся самореализоваться через инновационную деятельность, и стимулирование массового участия молодёжи в научно-технической и инновационной деятельности. Лучшие участники программы получают организационную и финансовую поддержку для воплощения идеи. В 2015 году Владимир стал победителем и получил 400 тысяч рублей для работы над устройством. Благодаря этому гранту появился макетный образец, который опробован в лабораториях университета и установлен на натурную автосцепку. Так началось победное шествие этой идеи.

– Была ещё победа в «Студенческой весне», нам также выделили финансирование под проект, – вспоминает Владимир Заболотный. – На эти деньги мы подали заявку на регистрацию патента и теперь ждём решения.

Ожидание для молодого новатора проходит продуктивно. Его проект вошёл в топ-40 участников дорожного этапа конкурса «Новое звено». Под руководством главного инженера Дальневосточной дирекции тяги и кураторством старшего преподавателя кафедры «Локомотивы» Максима Кейно эта идея имеет шансы на успех.

Проект позволит повысить объёмы грузоперевозок на 5 % в год, а это 104 млн рублей экономического эффекта. Кроме этого он даст возможность снизить уровень износа ударно-тяговых устройств поезда. Число отказов по автосцепкам снизится на 10 %. И это снова даст экономию.

Снижать обороты молодой новатор не собирается. Он решил довести проект до внедрения на всей сети железных дорог России.

Екатерина Крюкова