Газета «Дальневосточная магистраль», №27 – 27 июля 2018 года.
В первой «Битве рационализаторов» представили беспилотники, самообучающиеся нейросети и новые устройства связи. Всего этого ещё нет в производстве, но, как отметил начальник службы технической политики Борис Румянцев, то, что сейчас кажется невероятным, пригодится на железной дороге завтра.

Артём Ипатов, победитель «ScienceSlam ДВГУПС – 2018», ученик 11 класса школы № 12 г. Хабаровска

– «Телега будущего» – беспилотный автотранспорт. Главный плюс этой идеи – гарантированная безопасность. Модель автобуса я собрал самостоятельно, написал для неё программное обеспечение и опробовал на экспериментальной трассе.

В России создали свой беспилотный автобус «Матрёшка». Он стоит три миллиона рублей, хотя вмещает только 15 человек. Кроме того, он сложен в эксплуатации и ремонт его обходится очень дорого. Вместе с командой мы разработали свой прототип.

Сейчас в автомобильных авариях (в том числе и в общественном транспорте) погибает около ста человек в день. Это как одна авиакатастрофа в день. И виновата в этом не автоматика, а люди.

Мы решили заменить человека роботом. В «Сапсане» или у авиаторов на больших скоростях человеку запрещено брать управление на себя, это делает автоматика. В таких условиях человек просто не успеет принять верное решение.

Чтобы наш робот мог самостоятельно принимать решения на дороге, мы подключили к нему камеру. И он может «видеть» происходящее. Чтобы он отличал человека от дерева, обучили нейросеть. 

Наш автобус умный, но простой в эксплуатации. Пока модель тестировали в идеальных условиях с идеальным дорожным покрытием, но он может передвигаться и по городским маршрутам. Если мы доработаем систему, то автобус сможет сообщать информацию в ГИБДД об «увиденных» авариях или ямах на дороге.

Евгений Соболев, магистр Дальневосточного государственного университета путей сообщения
– С видеокамер можно получать интересную аналитику. Компьютер всё видит в цифрах и данных. С помощью программ считывания движущихся объектов можно находить пешеходов, детей, можно посчитать людей, проходящих в конкретной точке, зафиксировать статистику футбольного матча и даже комментировать соревнования.

Сегментация – это процесс, когда мы раскладываем изображение на объекты. Целью моего проекта было создание комплекса, который автоматически детектировал бы пешеходов на улицах города и собирал статистику.

Нейронная сеть – это мозг, который выделяет объекты на фотографии. Эксперимент проводился в торговом центре «Магазины радости» в Хабаровске. Если мы смогли идентифицировать человека, значит сможем отследить траекторию его движения.

Нейронная сеть расположена на микрокомпьютере, который имеет пока ограничение в 1 Гб оперативной памяти. Сама же сеть занимает гигабайты памяти. Проблема состоит в том, чтобы уместить большой мозг в маленькую коробочку. В мире её решают сейчас три человека, один из них – я.

Ведущие исследования в этой области принадлежат Стенфордскому университету, его специалисты сумели уместить нейронную сеть в 1 Мб. У меня она умещается в 20 Мб. 

Лучшего способа для определения и детектирования объектов, чем камера и нейронная сеть, нет. Сейчас я добавил к регистрации ещё 20 объектов: машины, телефоны, стулья. С людьми задача сложнее: мы все нестандартные.

Качество детектирования ограничивает качество изображения. На данный момент можно выделять объекты на расстоянии 30–40 метров.

Максим Сидорович, электромеханик Хабаровского регионального центра связи
– Работы в полосе отвода железной дороги идут каждый день. Трудятся здесь сотни людей. Бывает, во время работ повреждают кабель связи. В 30 % случаев причинами порыва являются нарушения инструкций и предписаний. Обычно это происходит при использовании самоходных машин.

Во всех случаях проводится расследование. Связисты срочно чинят кабель. И на это время необходимо обеспечить связью руководителей работ. Для этого используют полевой кабель и два телефона. Механику, который обеспечивает такую связь, приходится проходить до 30 тысяч шагов. 

Проводной телефон – один из самых надёжных видов связи в мире. Однако сейчас его недостаточно: нужна видео-конференц-связь, необходимо передавать сигналы устройств сигнализации, централизации и блокировки и нужны дополнительные виды связи. Всё это можно обеспечить с помощью беспроводной спутниковой связи.

Моя разработка находится пока в рабочем состоянии. Она позволит обеспечить связь в кратчайшие сроки, ведь при производстве работ важна каждая минута. Когда я собирал устройство, сначала мною двигало желание меньше ходить, ведь 30 тысяч шагов – это много. Пока оно работает в тестовом режиме в моей лаборатории. Сейчас это компьютер, который считывает данные. В течение года я его доделаю, и он превратится в самостоятельное устройство с аккумуляторами и защитой, будет удобен в переноске.

Подготовила Екатерина Крюкова