Газета «Дальневосточная магистраль», №22 – 22 июня 2018 года.
Высокий профессионализм помогает дежурному по сортировочной горке с честью выходить из трудных ситуаций

Руководство Комсомольского центра организации работы железнодорожных станций порекомендовало мне познакомиться с дежурным по сортировочной горке Любовью Братухиной. Повод был: дежурная до этого предупредила при роспуске угрозу схода подвижного состава, который мог произойти по причине остановки одного из вагонов.

Такое случается. Вагон, который после роспуска на горке двигался по путям станции, вдруг ни с того ни с сего остановился. Заклинило колодки или что другое – рассуждать было некогда. На этот вагон надвигались цистерны с топливом, которые должны были идти по тому же пути. Буквально за секунду Любовь Братухина с помощью стрелочных переводов переправила цистерны на другой путь. Столкновения удалось избежать. 

Потом сама Любовь Брониславовна скажет, что вагон осложнил роспуск, но, в принципе, ничего особенного. Ничем из ряда вон выходящим, на взгляд дежурной, не была и другая ситуация, когда одна из идущих цистерн, наоборот, ускорила своё движение.

– Тогда пришлось цистерну тут же отправлять на свободный путь, чтобы она не ударила впереди идущие, – рассказывает дежурная. – А уже там её притормозили на тормозной позиции регулировщики скорости движения вагонов. 

Наш разговор происходил в нерабочее время, ведь во время дежурства нашей героине не до разговоров. За те пятнадцать лет, что она трудится на станции, вагонопоток значительно увеличился. Сегодня за 12-часовую смену по норме ей положено распускать на горке не менее 1220 вагонов. Как правило, в среднем она осуществляет роспуск 1300 вагонов. В этом ей, конечно, помогает вся комплексная бригада. Операции планирует маневровый диспетчер Евгений Кривоносов. От него и принимает эстафету наша героиня. Концентрация внимания – все двенадцать часов. Свою работу она не может доверить кому-либо даже на непродолжительное время. 

– А потому, хоть у нас и есть бытовая комната, перекусывать я предпочитаю прямо на рабочем месте. И делаю это только тогда, когда на несколько минут прекращается роспуск вагонов, – говорит Любовь Брониславовна. 

Благо, необходимую информацию о времени прибытия, количестве вагонов на путях, их техническом состоянии дежурный по сортировочной горке получает от всех членов комплексной бригады.

– Скажем, появляется подозрительный вагон – у него замазучены колёсные пары, об этом мне обязательно сообщит составитель поездов Евгений Ливацкий, – продолжает Любовь Брониславовна. – И тут уже появляется азарт: так этот вагон определить и направить, чтобы он не мешал. В таком напряжённом режиме и проходит каждая рабочая смена.

В Комсомольском центре организации работы железнодорожных станций Любовь Братухину считают одним из самых опытных дежурных по сортировочной горке и технически очень грамотным специалистом. 

– Обратите внимание на её трудовую биографию, – говорит заместитель начальника Комсомольского центра организации работы железнодорожных станций – начальник отдела управления персоналом Владимир Астапкович. – В 1998 году Братухина окончила железнодорожный техникум. Казалось бы, такого образования достаточно, чтобы трудиться дежурным. Но с приходом в 2002 году на станцию Комсомольск-Сортировочный она вновь поступает учиться, в ДВГУПС, и оканчивает его заочно в 2008-м. А потом регулярные семинары, курсы в Хабаровском учебном центре, в Российском университете транспорта. Человек всё время учится, и это очень важно в наше время. Я уже не говорю про профессионализм, которым обладает Любовь Брониславовна. Каждая её рабочая смена – это экзамен на внимательность, на принятие правильных решений порой в считанные секунды. 

Рассказывая это, Владимир Астапкович перебирает несколько личных дел дежурных. Ему предстоит выбрать кандидатуру на конкурс «Лучший дежурный по сортировочной горке», который проводит Центральная дирекция управления движением. И одна из кандидатур – Любовь Братухина.

Георгий Куниловский