Газета «Дальневосточная магистраль», №100 – 19 июня 2018 года.
Одна из лучших дежурных по сортировочной горке работает на станции Хабаровск-2
В Дальневосточной дирекции управления движением подвели итоги дорожного этапа конкурса профессионального мастерства среди дежурных по сортировочной горке. Серебряным призёром стала конкурсантка со станции Хабаровск-2 Татьяна Мерц. Однако наша героиня считает, что главная победа в её жизни – это профессия.

В конце 1990-х годов сложно было представить, что может повезти с устройством на работу. После сложного десятилетия настал экономический кризис. Татьяна посмотрела на сестёр-железнодорожниц и решила поступать в Хабаровский техникум железнодорожного транспорта. На других предприятиях зарплату выдавали колбасой или наволочками, а у железнодорожников хоть какие-то деньги были. Студентка надеялась, что экономика стабилизируется и удастся устроиться на работу. Техникум она окончила в 19 лет. В 1999 году случилась первая удача Татьяны Мерц.

– Тогда работать на железной дороге было круто, все стремились сюда попасть. Мне, можно сказать, тогда повезло, что взяли. На станции открылась нечётная система, и я устроилась сюда сразу после техникума, – вспоминает она. – Это была большая удача.
Наставником для выпускницы стала оператор сортировочной горки Елена Деряева. Она и познакомила Татьяну с работой станции. 

С тех пор наша героиня нечётную горку не покидала. Костяк коллектива сложился здесь в конце 1990-х. Некоторые сменили должности, но станция до сих пор работает как одна большая семья. За 19 лет «семейной» жизни Татьяна Мерц получила высшее образование в ДВГУПСе, обзавелась собственной семьёй, а после декретного отпуска, отпрактиковавшись на дежурного по горке, уже два с половиной года работает по этой специальности. Елена Деряева перешла на чётную сортировочную горку, и Татьяна теперь работает на её месте.

– Мне очень нравится быть дежурным по сортировочной горке – работа интересная. У нас здесь нет рутины. Каждый раз идёшь на смену и не представляешь, что тебя ожидает. На планёрном совещании узнаёшь, что нужно сделать, и начинаешь работу, – рассказывает Татьяна. – Льстит, конечно, что именно ты руководишь процессом, что ты главный в расформировании поездов.

Но почивать на лаврах нашей героине некогда. Дальневосточная железная дорога в отдельные сутки принимает до 95 поездов, не за горами и 110. На сортировочной горке рост объёмов чувствуется остро.

– Когда поездов много, работать и труднее, и интереснее. Бывают дни, когда даже перекусить некогда, так что обед обратно домой несёшь. Ты всё время занят, всё время в процессе. 12-часовая смена пролетает быстро и легко, – признаётся Татьяна. – Когда нет работы – время тянется. Большие объёмы – это хороший стимул.

А стимулов становиться лучше в её работе много. Один из них – соревнование комплексных бригад. Если хочешь победить, учись договариваться с другими предприятиями.

– У нас тут, на нечётной системе, все любимчики, все молодцы. Мы дружим и с машинистами, и с вагонниками, потому что мы все связаны, – улыбается дежурная. – От меня зависит, какую зар¬плату и премию получим мы все: составители, операторы. Премия этих людей зависит от того, как я спланирую работу.

Несмотря на ускоряющийся темп, рост объёмов, напряжение и груз ответственности, Татьяна Мерц с оптимизмом смотрит в будущее. Заставить её бросить любимую работу может разве что вердикт медиков. А так, она готова подниматься на любимую горку ещё много лет.

Екатерина Крюкова