Газета «Дальневосточная магистраль», №24 – 6 июля 2018 года.
Супермаркет метролога, телега будущего и «чёрный ящик» связиста представили молодые рационализаторы магистрали
Зарождением новой традиции отметили День рационализатора в Хабаровске. Впервые в пространстве «Точка кипения» состоялась битва рационализаторов Дальневосточной железной дороги. Соревнования разработок провели в международном формате Science Slam. Правила битвы простые: только реальные изобретения, только простыми словами без терминов и аббревиатур и много шуток.
– Все изобретения, о которых рассказывали ребята, уже внедрены, работают и дают экономический эффект. Битва – это не площадка, где молодёжь «продаёт» свои проекты, – объясняет организатор события, начальник службы технической политики Борис Румянцев. – На этой встрече без галстуков все могли увидеть, что наши рационализаторы талантливые и интересные ребята.
Всего на Дальневосточной железной дороге рационализаторской деятельностью занимаются более двух тысяч человек. Выбрать из них пятерых для первой битвы было сложно.
– Я боялась, что не будут соглашаться, но всё получилось наоборот. Люди сами звонили, говорили, что хотят. Сегодня в зале сидели уже участники битвы следующего года. Удивительно, что есть такие активные железнодорожники. Хотя все они заняты на предприятиях, многие работают в движении. Но они получают удовольствие, драйв от рационализаторской деятельности, – рассказывает ведущий технолог службы Татьяна Казаченко.
В первый бой решили отправить молодёжь. Электромеханик Хабаровского регионального центра связи Максим Сидорович работает над «чёрным ящиком», который поможет обеспечить видеосвязь даже на отдалённых участках, и при этом связистам не нужно будет проходить 30 тысяч шагов, прокладывая кабель. Изобретение в этом году пройдёт лабораторные испытания.
Станции Хабаровск-2 уже больше 100 лет. Но никто не замечал, что на отдельных участках есть вероятность того, что два поезда могут одновременно идти по одному маршруту. Ведущий инженер по эксплуатации технических средств Хабаровской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Илья Шевченко решил преодолеть эту проблему. «Не едь, куда не просят» – проект о том, как исключить такой вариант и подстраховаться от ошибок человека.
Инженер Дальневосточного центра метрологии Александр Гончаренко рассказал о проекте, который уже работает и помогает облегчить труд специалистов центра.
– Однажды в магазине я понял, что продукты на ленте похожи на приборы, которые нам несут со всей Дальневосточной железной дороги. Возникла идея присвоить каждому из них штрих-код, – рассказывает он. – Но компьютер с камерой не всегда можно носить с собой. Пошли дальше и решили разработать приложение для телефона, чтобы каждый метролог мог считать штрих-код и проверить состояние прибора в любой точке магистрали.
Супермаркет вдохновил инженеров на идею, которая уже принесла 172 тысячи рублей экономического эффекта.
Первый железнодорожный слэм помог организовать председатель совета молодых учёных ДВГУПСа Роман Король. В университете уже второй год проходит своя инженерная битва. В бой рационализаторов включились те, кто прошёл университетский этап: магистрант Евгений Соболев с нейросетью, которая может следить за людьми, и ученик хабаровской средней школы № 12 Артём Ипатов с беспилотным автобусом, модель которого он уже опробовал.
По правилам SCIENCE SLAM победителя определяют с помощью шумомера: чем громче звук аплодисментов, который он фиксирует, тем выше шансы на успех. Символ битвы – боксёрские перчатки. На этот раз они достались Александру Гончаренко.
Первая битва вызвала ажиотаж в инженерном сообществе. В зале яблоку негде было упасть. Один из тех, кто не попал в первую пятёрку, а остался в зрительном зале, – старший приёмосдатчик груза и багажа станции Хабаровск-2 Игорь Ветошкин:
– Было интересно. Я не всё понял, потому что я практик и для меня важно в проекте применение. Битва очень понравилась, но, наверное, выступать понравилось бы больше.
Такой формат станет традиционным. Каждый год у рационализаторов магистрали будет возможность в неформальной обстановке рассказать о своих работах, а у железнодорожников и студентов – понять, как рождаются изобретения, которые облегчают работу целым предприятиям.
Екатерина Крюкова