Газета «Дальневосточная магистраль», №18 – 25 мая 2018 г.
Машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Тында Гасрат Гасратов и помощник машиниста Артём Кожура предотвратили случай грубого нарушения безопасности движения поездов. 28 декабря 2017 года при следовании поездом № 8501 c локомотивом ТЭМ2 на станции Хорогочи бригада обнаружила изломленную рельсовую накладку.

За проявленную бдительность тындинцы были представлены на поощрение: машинист награждён благодарностью начальника Дальневосточной железной дороги, а помощник машиниста – почётной грамотой.

– Наша бригада работает в магистральном движении, но раз в месяц нам дают смены по хозяйственному движению, например, если нужно срочно подать уголь в котельную, – рассказывает Гасрат Гасратов. – В ту смену мы подавали два вагона с углём на станции Хорогочи, заехали на боковой приёмоотправочный путь, забрали вагоны, а когда выезжали, услышали стук. Я увидел, что две рельсовые накладки были сломаны пополам. О случившемся мы сразу сообщили дежурному по станции. Все понимали, что мог произойти сход подвижного состава. Если бы по третьему пути пропустили грузовой поезд весом 5600 тонн, рельсы попросту разошлись бы и поезд бы завалился. 

За почти четверть века работы в депо машинист Гасратов стал наставником для многих молодых коллег. Последний год он трудится в тандеме с Артёмом Кожурой, который уже отучился на машиниста и совсем скоро пересядет за правое крыло тепловоза. Артём начал свою карьеру в РЖД в Юкталинской дистанции пути, но поработав шесть лет путейцем и получив высшее образование, твёрдо решил стать машинистом и стремительно движется к своей мечте.

– Знания в области строительства железных дорог, полученные в ДВГУПСе, помогают мне и в работе помощника машиниста, – говорит Артём. – У меня большие профессиональные планы, хочу стать высококлассным машинистом. Мне повезло, что у меня такой чуткий наставник.

Гасрат Гасратов – уроженец Северного Кавказа, но всю сознательную жизнь водит поезда на Севере. В 1983 году окончил железнодорожное ПТУ в Дербенте. Отработав полгода помощником машиниста электровоза, призвался в армию. Служил Гасрат в Железнодорожном мосто-строительном полку на станции Маревая. 

В 1990-е годы на Северо-Кавказской железной дороге с работой было туго, машинистов из Дагестана охотно брали в дальневосточные депо, где локомотивных бригад не хватало. В декабре 1994 года Гасрат Эрзиманович прибыл на уже знакомую по армейской службе суровую бамовскую землю. 

– Командировка на БАМ была рассчитана на полгода, – рассказывает машинист первого класса. – Но, отработав семь месяцев, получил отпускные и сразу помчался в Дербент забирать семью – жену и двоих сыновей. Мальчики выросли. Старший Ислам пошёл по моим стопам – трудится помощником машиниста. Север меня затянул. Живу здесь уже 22 года.

Машинист Гасратов обкатан на все четыре направления Тындинского региона. Мастерски водит сдвоенные составы длиной 2 км и весом 11 тыс. тонн. Говорит, с появлением тепловозов «Витязь» работать стало комфортнее. А начинал давать тягу БАМу он ещё на стареньких дизелях Д-100.

– В профессии машиниста нужно всегда быть готовым сесть за пульт локомотива – вызвать могут в любую минуту. В обмен на такой напряжённый график мы получаем стабильность и уверенность в завтрашнем дне, – отмечает наш герой. – Когда завершу свою карьеру машиниста, то вернусь в свой дом на берегу Каспийского моря и буду заниматься садом. А пока есть силы, ещё послужу магистрали.

Вера Григорьева