Газета «Дальневосточная магистраль», №18 – 25 мая 2018 г.
Реконструкция тяговой подстанции Фридман, начавшаяся осенью 2016, была в самом разгаре, как вдруг появилась проблема – проектная документация не учла все особенности её расположения. И, чтобы продолжить модернизацию, пришлось срочно искать техническое решение. Автором ноу-хау стал начальник куста тяговых подстанций Анисимовка и Фридман Владивостокской дистанции электроснабжения Артём Рыжов.

Подстанциями, расположенными друг от друга на расстоянии 30 км, Артём Рыжов руководит пятый год. Два из них здесь ведётся активное строительство. Приморские энергетики проводят модернизацию контактной сети и силового оборудования. На транссибирском ходу на тяговых подстанциях Анисимовка и Фридман вводится дополнительный третий трансформатор. Он должен обеспечить устойчивый пропуск тяжеловесных поездов на одном из самых сложных перевальных участков сети, характеризующихся кривыми малого радиуса и затяжными подъёмами, одолеть которые можно только с помощью помощников – локомотивов-толкачей.

– Основную часть работы на Фридмане подрядчики уже выполнили. Главная проблема состояла в том, что новая подстанция спроектирована на месте старой. И мы должны были заменить оборудование, не останавливая работу. Но так как проектировщики не учли одного важного момента – они оставили тяговую подстанцию на одном питающем вводе со стороны 110 кВ, а не на двух, как положено, закономерно встал вопрос: как произвести переключение, чтобы не допустить перебоев в движении? – рассказывает Артём Григорьевич. – Авторы проекта рассматривали разные варианты, но все они требовали времени, серьёзных вложений, тянувших на миллионы рублей. 

Идея же, которую предложил Артём Рыжов, проста в исполнении. Ремонтные перемычки должны, как мостик, перевести одну питающую линию на другую. Причём сделать их можно при помощи имеющегося под рукой оборудования, без инвестирования средств. После внимательного рассмотрения разработчики предложение приняли. И предусмотрительно внесли изменения в проекты сразу двух подстанций.

– В Анисимовке, правда, простора для творческой мысли больше. Подстанция здесь не такая компактная. Поэтому нам проще решить проблему с переключениями, используя ремонтные перемычки, – говорит Артём Григорьевич. – Но, думаю, пока реконструкция не закончится, это не последнее наше техническое решение, позволяющее справиться с очередной задачкой. 

Тяговые подстанции Анисимовка и Фридман, построенные в 1965 году, давно требовали к себе особого внимания. Всё это время энергетики старались поддерживать работу изрядно поизносившегося оборудования. 

– В 2007 году, когда я после окончания ДВГУПСа пришёл работать электромехаником на Фридман, здесь было уже устаревшее оборудование, но среда оказалась благоприятной. Она мотивировала всё время выдавать пусть небольшие, но нужные рационализаторские предложения, – продолжает Артём Рыжов. – Материальное обеспечение было неважным, запасных частей постоянно не хватало, а бесперебойную работу подстанций обеспечивать было необходимо. 

Жизнь научила Артёма быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, которые время от времени подбрасывает износившееся оборудование.

– Случаются довольно жёсткие короткие замыкания, другие интересные «сюрпризы». В состоянии экстрима начинаешь работать на рефлексах. Спасает, что своё оборудование, его особенности хорошо знаешь. Поэтому автоматически срабатывает алгоритм действий при аварийной ситуации. Главное, в этот момент грамотно и максимально точно оценить обстановку и, конечно, не растеряться, – говорит Артём Григорьевич. – Кстати, страшнее и зловещее тишины на таком объекте ничего нет, это означает только одно: подстанция погашена. 

Уже через год в Анисимовке и Фридмане планируется закончить строительство и ввести в строй новые подстанции. 

– В результате мы получим бесперебойное электроснабжение, увеличится надёжность оборудования, – отмечает Артём Рыжов. – В настоящий момент в работе на каждой подстанции задействованы по два тяговых трансформатора. Между тем поезда идут друг за другом с интервалом в среднем 12 минут. И если вывести в ремонт один из трансформаторов, перерыв в движении увеличится. После окончания реконструкции подстанций сделать это можно будет безболезненно. 

Наталья Кузьмина